1

«Хищник», «Барс» и «Буцефал». Краткий обзор украинского военного «зверинца»





Советская броня из Восточной Европы

2015 год. Только что назначенный послом в США Валерий Чалый, видимо потеряв осторожность от большой радости, сообщает в интервью украинскому изданию информацию о том, что Киев получает летальное оружие более, чем от 10 западных стран. Вот прямая цитата его откровений: «Мы оружие получаем, в том числе и летальное, и никто суверенной Украине не может этого запретить. Другое дело, что не принято афишировать перечень стран, но это более десятка государств только из Европы. У нас с ними разный уровень военно-технического сотрудничества, и на данном этапе оно развивается». Однако, большой спец в области различных видов вооружений, ничего не сказал об украинском военпроме, что вполне логично – с момента вступления в должность посла, его основная задача состоит в выпрашивании вооружения у Запада, аргументируя это необходимостью противостояния одной из самых сильных армий мира.

В марте 2015 года президент Порошенко заявил, что у Киева есть контракты на поставку оружия, в том числе, и летального, из стран Евросоюза. Позже стало ясно, что это за техника. На складах стран бывшего социалистического лагеря скопилось чрезвычайно много бронетехники, тяжёлой артиллерии и боеприпасов к ним. Эта изношенная техника советского образца довольно дёшево стоила и в сущности, была гораздо более надёжной, чем новинки украинского оборонпрома. То, что выглядело получше, к примеру – советская техника польской сборки, перепродавалось в страны Африки. Ну, а всё остальное отправлялось прямиком в Донбасс.

Это был “золотой” период хищений и коррупции в Минобороны Украины, когда практически не вкладываясь в собственную оборонку, можно было изрядно нажиться. Но всё “хорошее” рано, или поздно, заканчивается. Вся бронетехника из восточно-европейских стран,что ещё была на ходу, кое-как ремонтировалась и продавалась. Когда эти потоки брони иссякли, наступил следующий этап суперобогащения на оружии и носил он название “собственное производство”.

Безграничное направление для злоупотреблений! И главное – любой аудит всегда пресекается грифом “совершенно секретно”. Вот, несколько самых очевидных направлений для злоупотреблений. Ну, во-первых, многие военные заводы Украины имели тесное сотрудничество с Россией. Таким образом, украинские инженеры имели доступ к технологиям, которые стали выдавать за собственные. Во-вторых, старые советские разработки были слегка переработаны, и выданы за новые украинские. В-третьих, широкое распространение получило сотрудничество с западными военными концернами по типу “отвёрточной сборки”. Наследство от “папередников” тоже досталось Украине немалое: большинство оружия, которым так любит хвалиться Порошенко, разрабатывалась при “злочинной владе”. 

“Хищник” за плечами боевиков “умеренной оппозиции”

Вот, к примеру, пехотный тактический комплекс “Хищник”. На сайте “Харьковского завода средств индивидуальной защиты” этот комплекс называют “инновационной разработкой”. “Хищники” в изобилии появились в Сирии у боевиков “умеренной оппозиции”. Рюкзак для патронов и рукав для подачи их в крупнокалиберный пулемет, позволяет существенно увеличить носимый боезапас при использовании пулемета и нивелировать необходимость частой перезарядки. Комплекс выпускается уже три года, но ни госзаказа, ни официальных контрактов на него нет. Зато сам Харьковский завод выпускает эти “рюкзачки”, как вареники с вишнями. По их словам – покупают “волонтёры и благотворители”. Да, кстати, цена “Хищника” более 50 тысяч гривен! И за границу, по словам руководителя отдела продаж, Украина их не поставляет. 

Знаете, почему не заключаются контракты “Хищнику”? Да просто потому, что это обычный конструктор! Из западных “запчаcтей”. Но – дёшево, хотя боевикам в Сирии очень не нравятся: слишком жёсткая подача патронов. Но кто их спрашивал?)) Некие мифические “волонтёры” из Украины, дарили эти комплекты террористам сотнями. 

“Барсик” из испанских запчастей

В начале осени секретарь СНБО Украины Александр Турчинов пафосно заявил, что в стране прошли испытания «Барс-8ММК» калибра 120 мм, созданного украинскими производителями на базе бронеавтомобиля «Барс-8», которым планируется усилить подразделения cухопутных войск, десантно-штурмовых групп и сил специальных операций.

Очередная украинская инновация – аналог старого оружия. Украинский миномет «Барс-8ММК» представляет собой испанский миномет на шасси пикапа Dodge Ram с украинским дизайном и испанской же системой наведения. Шасси популярного у американских фермеров пикапа "Додж Рам" и коробка из брони сверху, позиционируются, как автомобиль повышенной проходимости и устойчивости с грузоподъемностью более двух тонн. Миномёт разработан на основе испанского мобильного миномёта “ Alakran”. Стволы и боеприпасы тоже испанские, на выставках демонстрировались мины с иностранной маркировкой. 
Этот собранный из американо-испанских запчастей “барсик” перекрашивают перед очередными фотосессиями с Порошенко. О каком серийном производстве может идти речь, если это банальная отвёрточная сборка.

“Буцефал” и его модификации, которые не нужны никому в мире

Особо хотелось бы рассказать о “гордости” военно-промышленного комплекса Украины. Киевский бронетанковый завод изготовил экспериментальный корпус БТР-3ДА из бронированной стали производства одной из стран НАТО. Об этом сообщил Укроборонпром 16 ноября 2018 года. Для этого корпуса необходимо было сварить более 1800 отдельных деталей, из которых почти тысяча – бронированные. Впереди испытания и возможно, успешная в плане заключения контрактов, судьба. Чего не скажешь о его предшественнике, “Буцефале” БТР-4. 

Объемы производства БТР-3ДА и БТР-4, тесно связано с мощностями единственного производителя корпусов – частного предприятия Лозовской кузнечно-механический завод. Но вот корпусы, произведённые на этом предприятии, никакой критики не выдерживают. Для того, чтобы как-то решить эту проблему, принято решение о использовании стали стран НАТО.

Но тут начинаются некоторые странности: БТР -3ДА делается из иностранной брони, а БТР-4 из украинской, но уже “исправленной”, без трещин и дефектов. И обе модификации БТР производятся на одном заводе! Улавливаете ход мыслей? Как можно проверить, из какой брони формировали корпус, если свариваются более тысячи разных деталей? 

В октябре сообщалось, что Конструкторское бюро им. А. Морозова передало ВСУ первые семь БТР-4, изготовленных из новой отечественной брони. Сейчас на заводе в производстве находятся около 40 таких корпусов. 

В связи с этим, хотелось бы вспомнить недавнюю историю. В 2014 году разгорелся скандал между Минобороны Ирака и Украиной. Из 88 бронетранспортеров БТР-4, поставленных украинской стороной в рамках контракта, завести удалось лишь 56. Ну, а с места смогли сдвинуться только 34 бронемашины. Завод им. А. Морозова отправил в Ирак группу специалистов, чтобы те разобрались на месте с бракованной техникой. Те и разобрались: экспертную оценку этих БТР нельзя читать без смеха. Инспекторы ХКБМ зафиксировали дефекты в работе 4 прицелов и 8 панорамных устройств, 10 блоков системы управления огнем. Неисправными были признаны 6 установленных на бронетранспортерах пушек, 8 пулеметов и 11 автоматических станковых гранатометов. АКБ всех изделий выведены из строя и требуют замены на более совершенные. Иракская сторона самостоятельно закупила и установила на БТР-4 АКБ китайского производства. Ну, и вишенка на торте – дефекты и трещины в броневых корпусах!

Разумеется, поскольку это всё случилось в 2014 году, поставку бракованных БТР списали на “злочинну владу”. Но вот в чём загвоздка: по иракскому контракту Украина должна была поставить 420 БТР почти на полмиллиарда долларов. Иракская сторона по открытой информации, как минимум 42 БТР Украине вернула. Проходит совсем немного времени и выясняется, что завод уже выпускает “не дефектные” бронемашины, спецсталь прошла контроль на всех этапах производства. А куда же тогда делись бракованные “Буцефалы”? Семь БТР-4 были переданы украинской армии, но по странному совпадению, на заводе сейчас готовятся к выпуску “около 40” бронемашин. Мы даже наверняка можем сказать, что их ровно 35 штук. 

Между прочим, БТР-4 вначале Укроборнсервис очень хотел пристроить в Литву. Но министр обороны Литвы Юозас Олекас принял решение о закупке немецких БТР консорциума Artec, которые хоть и стоят значительно дороже украинских, но несравнимо качественней. 

Отказалась от плавающей модификации “Буцефала” и Индонезия. Минобороны страны опробовало несколько украинских машин и вынесло вердикт: контракт заключать не будем. Выбор Индонезии – надёжные бронемашины из России. Украинские “плавающие”, впору было бы назвать “ныряющими”.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий