1

Похороны однополярного мира теперь уже и в Венесуэле


Вообще эта история, конечно, пестрит символами.
Девяносто девять военнослужащих, прибывших в Каракас для "выполнения контрактов по военно-техническому сотрудничеству", — чисто символическая группа. Количество военных не таково, чтобы решать масштабные задачи.

И 35 тонн груза, доставленных вторым самолетом "для обеспечения их нужд" в международный аэропорт Майкетия имени Симона Боливара, расположенный неподалеку от столицы боливарианской республики, — это тоже символ, указывающий на то, что миссия российского подразделения может быть куда более существенной, нежели на то указывает его скромная численность.
Понятно, что такой объем неназванных грузов многократно превышает потребности 99 человек. И маршрут, которым два самолета добирались до Венесуэлы, тоже глубоко символичен. Они вылетели с военного аэродрома Чкаловский и по пути сделали остановку в Сирии. Таким ненавязчивым способом авторы сюжета увязали сирийскую военную операцию с визитом российских специалистов в Каракас.
Думаю, что в Вашингтоне не ожидали такого внезапного обрушения всех собственных планов относительно смены власти в Венесуэле. Ситуация и без того складывается крайне плачевно для США. Убедив своих европейских союзников в том, что режим Николаса Мадуро шатается и вот-вот падет, они на этом основании заставили их признать Хуана Гуаидо единственным законным лидером страны. Однако время идет, а позиции Мадуро только укрепляются, не оставляя его конкуренту ни малейших шансов занять президентское кресло. Превратившаяся за несколько лет в пародию максима "Асад должен уйти" самым отвратительным образом повторяется еще в одной стране. Причем в такой, которую Вашингтон рассматривает как зону своих исключительных интересов.
Реакция на происходящее оказалась быстрой и судорожной. Конгресс по ускоренной процедуре рассмотрел и одобрил законопроект о борьбе с "влиянием" Москвы в боливарианской республике, по которому американский госсекретарь должен будет в течение месяца представить "стратегию по борьбе с российско-венесуэльским сотрудничеством". Это означает, что впереди нас ожидают новые санкции. Полностью контролируемый Вашингтоном Секретариат Организации американских государств повысил ставки, назвав присутствие российских военных в Каракасе "военным вторжением". Дональд Трамп на встрече с супругой Хуана Гуаидо заявил, что Россия должна немедленно покинуть территорию Венесуэлы и лишить своей поддержки Николаса Мадуро. А (по словам представителя российского МИД Марии Захаровой) некоторые высокопоставленные представители администрации Соединенных Штатов заверили общественность, что "не потерпят вмешательства враждебных иностранных держав в дела Западного полушария". Захарова при этом поставила вполне логичный вопрос: "Не вполне понятно, что в таком случае США делают в Восточном полушарии".
Россия может направлять своих военных в боливарианскую республику, руководствуясь Соглашением о военно-техническом сотрудничестве 2001 года. Так же как и в Сирию, с которой подписан аналогичный межгосударственный договор. Никаких правовых претензий в Совете Безопасности ООН Вашингтон Москве по этому поводу предъявить не сможет. Все это означает, что с планами организовать военную интервенцию, чтобы сместить опостылевшего диктатора руками одного из граничащих с Венесуэлой латиноамериканских государств, Белому дому придется попрощаться навсегда. Риск прямого столкновения с Россией — слишком серьезный вызов даже для Трампа. Памятуя о том, как отреагировал Кремль на гибель российских миротворцев в Цхинвале в августе 2008 года, рисковать собственным здоровьем ни один из американских сателлитов, я думаю, не захочет.
Силовой путь оставался последней надеждой нынешней американской администрации изменить положение вещей. Увы, теперь о наличии этого последнего аргумента в явно затянувшейся оперетте под названием "Мадуро должен уйти" не приходится даже мечтать. Фактически Россия двумя военными самолетами и сотней человек кардинально изменила ситуацию. Не то чтобы венесуэльскому суверенитету отныне ничто не угрожает — понятно, что страну будут пытаться удушить все более беспощадными экономическими санкциями, — но позиции нынешних ее властей укреплены до максимального в сегодняшнем положении предела. Несмотря на то что у Гуаидо из-за огромного объема экономических и политических проблем внутри Венесуэлы действительно имеется серьезная поддержка со стороны части общественности.
Пожалуй, это второй значительный после Сирии военно-политический успех России, меняющей на глазах правила игры на планете. Но если в Сирии победа была достигнута достаточно высокой ценой, то нынешняя операция проведена столь элегантно и такой малой кровью, что ее разработчиков следует признать гениальными шахматистами в области международной политики.
"Задний двор" Соединенных Штатов перестает быть таковым, однополярный мир, теснимый и униженный, снова сделал на прощание ручкой. Государства, за которыми Вашингтон не признавал права на политическую субъектность, при помощи России восстанавливают свой суверенитет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий