1

Американский ответ на ядерный ультиматум Ирана


Сроки вышли, Тегеран начал обогащение урана, Вашингтон пытается найти пехоту для войны.

Срок вежливого иранского ядерного ультиматума истек. Чуда не случилось. За отведенные Тегераном 60 суток Евросоюз определиться – он продолжает следовать Всеобъемлющему плану по ядерной программе Ирана или нет – не сумел. Хотя надежда на это основания имела. Слишком дорого обходится Брюсселю и особенно Берлину с Парижем стремление как-нибудь усидеть на двух стульях разом. Но факт остается фактом – при всех прочих вводных, в ЕС не сложилось достаточно сплоченной, решительной и масштабной силы, способной послать гегемона "в один город в Перу".

Видя это, Иран спокойно закончил отсчет и, дойдя до нуля, уведомил всех, кого это касается, о восстановлении процесса обогащения урана и производства тяжелой воды. Как сообщил глава созданной в ООН Организации по наблюдению за ядерной деятельностью Юкиа Амано, Тегеран сохраняет свою приверженность к обязательствам по Совместного всеобъемлющему плану действий (JCPOA), но не согласен исполнять его условия, когда прочие участники их не исполняют тоже.

Официально произошедшее вызвало абсолютно предсказуемую реакцию сторон. Глава ИРИ Хасан Роухани действия государства пояснил просто. Анализ текущей ситуации показывает практическое исчерпание Вашингтоном всего доступного потенциала давления. Везде, где американцы могли нагадить, они это уже сделали. Определенный эффект есть, и он оценивается в 10 млрд долларов потерь в год, но хуже стать уже не может. Власти страны сумели негатив купировать и сформировать устойчивый экономический механизм, обеспечивающий возможность не просто выживать, а даже стабильно развиваться. Пусть и не такими высокими темпами, как бы того хотелось.

Поэтому Иран официально назвал Центральное командование вооруженных сил США (CENTCOM) террористической организацией, а сами Соединенные Штаты "государством – спонсором терроризма". Потому же он реализовал угрозу, обозначенную в ультиматуме.

Столь же предсказуемым оказался ответ официального Вашингтона. Представитель Государственного департамента США Морган Ортагус созвала пресс-конференцию и сделала ответное заявление. Америка готова к диалогу для разрешения конфликта по ядерной сделке немедленно. Однако речь идет не о восстановлении JCPOA, а о заключении принципиально нового соглашения, основанного на пресловутых 12 требованиях, которые Дональд Трамп и Майк Помпео озвучили ранее. Когда иранские власти будут готовы к сотрудничеству, они знают, куда и как позвонить.

Конечно же, не мог в текущих обстоятельствах удержаться от заявления Тель-Авив. Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху открытым текстом сказал, что его страна не позволит Ирану разработать ядерное оружие, "которое поставит под угрозу нас и весь мир".

Таким образом, все остается в рамках прежней тенденции развития событий. Теоретически дело должно идти к войне, но при этом оно топчется на месте по банальной причине отсутствия у гегемона необходимого количества пехоты, а также невозможности взять ее в Израиле.

Однако, судя по недавним событиям, в целом вашингтонские ястребы по-прежнему не оставляют попыток эту задачу как-нибудь решить. В конце концов, на Израиле список принципиальных противников Ирана в регионе не исчерпывается. Есть еще Турция и арабы, в первую очередь ассоциируемые с Саудовской Аравией и Арабскими Эмиратами. Те и другие конечно ввязываться в еще одну войну особо не горят. Им и без того хватает хлопот в Йемене. Но и Вашингтон тоже не в детские игры играет, там хорошо понимают расположение главных уязвимых точек монархий Залива.

По ним уже один раз попытались ударить через организацию явно постановочной истерии про якобы иранскую (по мнению американцев больше просто некому!) атаку на шесть танкеров на рейде порта Аль-Фуджейра 12 мая 2019 года. Но сделали это весьма топорно, потому история не зашла. Вот только организаторы на том не успокоились и шоу повторили, на этот раз заметно успешнее.

Утром 13 июня 2019 тайваньская компания CPC Corp сообщила о торпедной атаке на два арендованных ею нефтяных танкера в Оманском заливе. Один – норвежский Front Altair, перевозил 75 тыс. тонн нефти – после «попадания торпеды» загорелся. СМИ даже говорили – затонул, но позднее это было опровергнуто. Второй – японский Kokuka Courageous шел с грузом метанола. Он также остался на плаву, более того, сейчас характер источника его повреждений уже не уточняется.

P.S. К настоящему моменту стало известно, что норвежский танкер Front Altair все же утонул. Очень странно утонул. Разбору странностей будет посвящена отдельная статья.

Александр Запольскис

Комментариев нет:

Отправить комментарий