Двадцать пять лет разработки, многократное
перепрофилирование и несколько попыток продлить жизнь — американские военные
решили вооружить дальний бомбардировщик B-1B Lancer гиперзвуковым оружием. Это,
по мнению Пентагона, позволит продержать его в строю еще несколько лет. О
непростой судьбе воздушного "всадника", а также его отличиях от
главного российского конкурента Ту-160 — в материале РИА Новости.
Поджавшие
крылья
Разрабатывать сверзвуковой бомбардировщик B-1
американцы начали в середине 1960-х. Инженеры попытались упаковать в самолет
все имевшиеся на тот момент новейшие технологии, а акцент при проектировании
был сделан на малозаметность. Но, несмотря на это, B-1 стал лишь переходной
моделью между дозвуковым бомбардировщиком B-52 Stratofortress и перспективным
на тот момент B-2 Spirit.
Вскоре построили первую партию опытных машин.
Однако в полномасштабную серию они сначала так и не пошли. Производство B-1
приостановили, сосредоточившись на разработке дальнобойных крылатых и
баллистических ракет.
Второй шанс самолет получил только в середине
1980-х, когда его приняли на вооружение. При этом назначение кардинально
изменилось — теперь это был не высотный бомбардировщик: B-1B предназначался для
прорыва противовоздушной обороны противника на больших скоростях и малой
высоте. Поэтому, например, даже ИК-ловушки у него отстреливаются вниз, а не
вверх.
На сегодня Lancer — единственный американский
боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности. Он выполнен по нормальной
аэродинамической схеме с широким применением стелс-технологий — это
радиопоглощающие покрытия, особая конструкция гондол двигателей и расположение
антенны бортовой РЛС. Такие решения снижают эффективную поверхность
рассеивания, которая в несколько раз ниже, чем у "летающей крепости"
B-52. Однако B-1B все же сильно не дотягивает по этому критерию до B-2 Spirit.
В условиях холодной войны самолет
позиционировался как сверхзвуковой носитель ядерного оружия. Однако после
распада СССР у Пентагона сменились приоритеты, и с бомбардировщика сняли
ядерные бомбы, заменив их обычными.
Белый
конкурент
Ближайший аналог B-1B — российский
бомбардировщик Ту-160 "Белый лебедь". Эти два самолета создавались в
одно время для выполнения схожих задач — быстрой доставки ядерных ракет и
ударов по целям в глубине обороны противника.
Они даже внешне похожи, хотя американец
заметно отстает от Ту-160 по техническим характеристикам и боевым возможностям:
"всадник" может разгоняться всего до 1,25 Маха, максимальная скорость
"Белого лебедя" — 2,05 Маха.
По грузоподъемности российский самолет тоже
впереди с максимальной взлетной массой в 275 тонн против 216 тонн у американца.
"Тушка" может взять на борт сорок пять тонн ракет и бомб,
"Лансер" — чуть более тридцати. Радиус действия Ту-160 — шесть тысяч
километров, B-1B Lancer — около пяти с половиной.
"Тушка" изначально получилась
довольно надежной машиной с большим заделом по модернизации. В частности, в
рамках госпрограммы вооружений запланирована доработка Ту-160 и Ту-160М до
версии М2. По заявлениям военных, это будет абсолютно новая машина, равных
которой в мире пока нет и в обозримой перспективе не предвидится.
Улучшенные самолеты оснастят новыми
вычислительными и бортовыми системами, средствами контроля, бесплатформенной
инерциальной навигационной системой, средствами радиоэлектронной борьбы,
современным комплексом управления вооружением и другим оборудованием.
Вторая жизнь
"всадника"
Lancer в техническом плане вышел менее
удачным. Недостатки полезли в первых полетах. Надежность бортовой электроники
оставляла желать лучшего из-за сложности, самолет плохо управлялся и имел
склонность к сваливанию.
По аварийности эти бомбардировщики — среди
лидеров в американских ВВС. В результате катастроф потеряно десять бортов, при
этом погибли семнадцать пилотов. Один из последних инцидентов — аварийная
посадка на авиабазе в Техасе в мае прошлого года. Расследование выявило
неполадки с креслами катапультирования, из-за чего тогда приостановили полеты
всех машин. По этой же причине "Лансеры" "приземлили" еще
на месяц в марте 2019-го.
Впрочем, повоевать B-1B все же успели:
сбрасывали свободнопадающие и корректируемые авиабомбы на Югославию,
Афганистан, Ирак и Сирию. Сегодня в ВВС США насчитывается шестьдесят два таких
бомбардировщика. Они останутся в строю как минимум до 2030-го. По планам
Пентагона, им на смену к середине 2020-х придут "невидимки" нового
поколения B-21 Raider.
Пока же US Air Force представили очередной
вариант модернизации B-1. В новой версии самолеты возьмут вдвое больше бомб и ракет,
во внутреннем отсеке планируется разместить подвес карусельного типа,
позаимствованный у B-52. Но самое главное — "Лансеры" оснастят
гиперзвуковым оружием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий