Одинокий ледокол
Уикер и Салливан констатируют: Москва располагает крупнейшим
в мире ледокольным флотом, насчитывающим 40 судов. Для сравнения: у Береговой
охраны США всего два ледокола — PolarStar и Healy, причем второй ремонтируется
после пожара на борту. Одного исправного ледокола для экономической и военной
сверхдержавы явно недостаточно. А ведь контроль над Арктикой открывает доступ к
богатым природным ресурсам и позволяет обеспечивать постоянное военное
присутствие на севере Евразии.
Ледокол Polar Star
Еще в июне президент Дональд Трамп сообщил о необходимости
создать многочисленный флот ледоколов. Американские власти запустили программу
по строительству шести новых кораблей, включая суда тяжелого класса, которые не
закладывались в стране 40 лет. Конгресс уже профинансировал головной ледокол —
он должен выйти на морские испытания к 2024-му. В свою очередь, командование
Береговой охраны запросило средства на второй корабль.
А пока, сообщают сенаторы, придется продлевать срок службы
Polar Star как минимум до 2023-го. Учитывая, что судно фактически выработало
ресурс еще в начале века, задача обеспечить доминирование США в Арктике ему
явно не по зубам.
Ледовая армада
Россия никогда не прекращала строительство судов ледового
класса. Так, 21 октября в эксплуатацию ввели головной атомный ледокол проекта
22220 "Арктика". Корабль, оборудованный двумя энергетическими
установками с реакторами РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 мегаватт каждый,
преодолевает лед толщиной 2,8 метра со скоростью полтора-два узла. Может
работать как в океане, так и в руслах рек. "Атомфлот" рассчитывает
получить еще четыре судна проекта — "Сибирь", "Урал",
"Якутия" и "Чукотка". Первые два, как ожидается, введут в
эксплуатацию в 2021-м и 2022-м соответственно.
Именно атомные ледоколы — залог успеха любого военного и
гражданского строительства в регионе. Помимо "Арктики", у России
имеются два судна с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью
75 тысяч лошадиных сил ("Ямал", "50 лет Победы"), два ледокола
с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил
("Таймыр", "Вайгач"), атомный лихтеровоз
"Севморпуть" с реакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил
и пять судов технологического обслуживания. Ледокол "Советский Союз"
находится в эксплуатационном резерве. Весьма внушительная арктическая флотилия,
и это даже без учета дизель-электрических судов.
К последним относится, например, суперсовременный "Илья
Муромец", вошедший в состав Северного флота в 2017-м. Он способен работать
в сплошном ледовом поле толщиной до метра. Помимо выполнения основной функции —
проводки кораблей через арктические воды, судно доставляет грузы для
арктической группировки войск. Проект предусматривает и монтаж бортового
вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок
АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически ледокол можно превратить в ударный боевой
корабль — достаточно лишь оснастить его противокорабельными ракетами.
Лидировали всегда
Россия всегда опережала другие страны в строительстве
кораблей ледового класса. Первым ледоколом современного типа стал спасательный
винтовой буксир "Пайлот", введенный в эксплуатацию в 1864-м.
Специальная носовая часть позволяла ему наползать на лед и ломать его
собственным весом. Эта конструкция получила международное признание. Зимой
1871-го германское правительство приобрело у России чертежи ледокола, чтобы
расчистить акваторию Гамбургского порта и Эльбу ото льда, так как экстремально
низкие температуры полностью сковали торговлю в регионе. Потом примеру немцев
последовали предприниматели из Дании, Швеции и США.
Участники ежегодной образовательной акции по проверке
грамотности "Тотальный диктант — 2018" возле ледокола
"Ленин" в Мурманске
Первый в мире атомный ледокол также построили в СССР — его
назвали "Ленин". Атомоход передали Министерству морского флота в
1959-м. Этот гигант существенно продлил навигацию в северных широтах. Только за
первые шесть лет эксплуатации "Ленин" прошел свыше 82 тысяч морских
миль и самостоятельно провел более 400 судов. В 1989-м ледокол поставили на
вечную стоянку в Мурманске, он включен в единый реестр памятников культурного
наследия федерального значения.
Россия — единственная страна, эксплуатирующая ледокол-лихтеровоз.
"Севморпуть" водоизмещением 61,88 тысячи тонн — крупнейший в мире
транспортный корабль, эксплуатируется с 1988-го. Способен самостоятельно
пробиваться через лед толщиной до метра. На сегодняшний день это единственное
действующее грузовое судно с атомной силовой установкой.




Комментариев нет:
Отправить комментарий