Истребитель пятого поколения Су-57 имеет ряд серьезных преимуществ перед американским конкурентом. О том, какой путь прошел новый российский самолет с того дня, когда впервые поднялся в воздух, рассказал «ПолитРоссии» заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
Ровно одиннадцать лет
назад, 29 января 2010 года, совершил свой первый полет Т-50 – прототип
передового российского истребителя пятого поколения. Сегодня Су-57 считается
главным самолетом России и уже известен во всем мире: о нем говорят как отечественные,
так и зарубежные эксперты, а некоторые страны уже задумываются о покупке у
Москвы этих крылатых боевых машин. Недавно первый серийный истребитель пятого
поколения поступил на службу ВКС России. О том, насколько боеспособен новый
российский самолет, какое место он займет в отечественном воздушном флоте и
может ли он конкурировать со своим американским «коллегой» F-35 – в беседе с
корреспондентом «ПолитРоссии» ответил генерал-майор авиации, заслуженный
военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.
По его словам, путь длиной в одиннадцать лет – от первого
полета Т-50 до серийного производства Су-57 – не такой уж большой срок,
учитывая, что речь идет о сложной, продвинутой авиационной технике.
«Это хороший
показатель для России, поскольку даже американцы говорят, что не ожидали такой
прыти от российских авиационных конструкторов, от производственной базы РФ,
поскольку многое было утрачено с распадом Советского Союза», – отметил Владимир
Попов.
При этом он добавил,
что эти годы были для российского истребителя Су-57 весьма насыщенными, и за
это время многого удалось достичь.
«Нужно было провести
комплекс испытательных полетов, чтобы не получилось, как русские говорят:
"Хорошо на бумаге, да забыли про овраги", – объясняет военный летчик.
– Одно дело – облик самолета сконструировать, создать в мыслях, в документах, в
материалах. А потом уже надо воплотить его в металле, довести до ума, добиться,
чтобы он выполнял свой функционал в воздухе».
Мало протестировать новый самолет в «тепличных», лабораторных условиях – в аэродинамических трубах, на испытательных стендах. Необходимо проверить его возможности в реальном полете. Су-57 был испытан в разных условиях – в том числе природно-географических, подчеркнул Владимир Попов.
«Ведь он (Су-57 –
прим. ред.) был сделан на Дальнем Востоке, где достаточно суровый климат, а
потом переброшен на Волгу и в Подмосковье, в Жуковский, где испытатели над ним
хорошо потрудились, на разных режимах прогнали – на всех высотах, на всех
скоростях, – рассказывает эксперт. – Боевое крещение Су-57 прошел потом еще и в
Сирии (как раз в тот период, когда там стояла жара, были пыльные бури). То есть
испытания проводились в реальных и сложных условиях. Такой подход занимает
определенное время, но это неизбежно, если мы хотим получить по-настоящему
хорошую машину».
Результат
действительно себя оправдал, подчеркнул Владимир Попов. Российский Су-57
считается сегодня главным конкурентом американского истребителя пятого
поколения F-35 и, по мнению военного летчика, во многом превосходит своего
западного «коллегу».
«Это очень
перспективная новая машина, сложная, сделанная по новым технологиям, с
соблюдением требований сегодняшнего дня – и мы даже заглядываем лет на
пятьдесят вперед», – заметил Попов.
Собеседник издания
подчеркнул: российские конструкторы, создававшие Су-57, сделали основной упор
на трех характеристиках, являющихся неотъемлемой частью самолетов пятого
поколения.
«Первое – это высокая
маневренность истребителя, или даже сверхманевренность, как мы говорим. Второе
– улучшенные качества боевой эффективности, повышение вероятности поражения
цели, выполнения новых тактических приемов. И третье направление – малозаметность,
стелс-технологии», – перечислил Владимир Попов.
Американцы расставили приоритеты по-другому – в обратном порядке, указывает военный летчик.
«Во главу угла при
создании самолетов пятого поколения конструкторы из США поставили скрытность,
затем они говорят о боевой эффективности и боевом потенциале, и, условно
говоря, на последнем месте – маневренность», – рассказывает Попов.
Однако упования на
стелс-технологии не оправдали себя так, как ожидали военные США. Американские
конструкторы рассчитывали на то, что их крылатые «невидимки» смогут атаковать
цели на дальних подступах – стрелять и уходить от противника, оставаясь
незамеченными. Но в реальности это выглядит иначе, и на неприятные сюрпризы
истребители США оказались неспособны.
«Мы их видим
спокойно, потому что достичь всеракурсного уровня невидимости для локаторов
очень трудно и практически невозможно. Кстати, на возможности скрытности влияет
не только ракурс, но и климатические, погодные условия», – объяснил заслуженный
летчик РФ.
Есть еще одна
проблема, с которой сталкиваются американские истребители-невидимки:
специальное стелс-покрытие весьма ненадежно.
«У них получился
самолет ангарного хранения, – констатирует Владимир Попов. – В жару это
стелс-покрытие отслаивается, на морозе происходит то же самое. То есть это
капризный в эксплуатации истребитель».
Вот почему, несмотря
на то, что и F-22, и F-35 массово находятся на вооружении, их боеготовность
остается низкой, и используют эти самолеты ВВС США довольно редко.
В итоге получилось,
что российские конструкторы обыграли западных коллег, сделав ставку не на
стелс-технологиях, а на сверхманевренности. Причем это сильный козырь не только
новейшего истребителя Су-57, но и самолетов предыдущего поколения. По уровню
маневренности истребители России заметно превосходят оппонентов из США – это
признают и американские эксперты.
Еще одно преимущество – в соотношении цены и качества. Владимир Попов напомнил: американские конструкторы, работая над созданием истребителей пятого поколения, обещали, что их самолеты будут достаточно доступными по цене.
«На деле оказалось,
что это самые дорогие самолеты в мире, а наш Су-57 – на порядок дешевле и при
этом не уступает, а по некоторым показателям даже превосходит истребители США,
– констатирует военный летчик. – Это и является особенностью таланта наших
военных конструкторов, технологов авиационной промышленности, которые смогли
сконцентрировать все усилия, вложить все, что мы могли, в новые самолеты пятого
поколения».
Владимир Попов
объяснил, почему Россия не спешит пополнять парк ВКС истребителями нового
поколения, в отличие от США.
«Мы не стремимся
опережать события. Потому что наши истребители "4+" и "4++"
сопоставимы по основным характеристикам с самолетами пятого поколения, –
отмечает военный летчик. – Россия действует грамотно: мы создаем эту технику,
она у нас есть, но мы используем ее разумно и рационально».
Комментариев нет:
Отправить комментарий