1

Не забыли про овраги: как российские конструкторы Су-57 обыграли американцев

 

 Истребитель пятого поколения Су-57 имеет ряд серьезных преимуществ перед американским конкурентом. О том, какой путь прошел новый российский самолет с того дня, когда впервые поднялся в воздух, рассказал «ПолитРоссии» заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.

 Ровно одиннадцать лет назад, 29 января 2010 года, совершил свой первый полет Т-50 – прототип передового российского истребителя пятого поколения. Сегодня Су-57 считается главным самолетом России и уже известен во всем мире: о нем говорят как отечественные, так и зарубежные эксперты, а некоторые страны уже задумываются о покупке у Москвы этих крылатых боевых машин. Недавно первый серийный истребитель пятого поколения поступил на службу ВКС России. О том, насколько боеспособен новый российский самолет, какое место он займет в отечественном воздушном флоте и может ли он конкурировать со своим американским «коллегой» F-35 – в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ответил генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов.

По его словам, путь длиной в одиннадцать лет – от первого полета Т-50 до серийного производства Су-57 – не такой уж большой срок, учитывая, что речь идет о сложной, продвинутой авиационной технике.

 «Это хороший показатель для России, поскольку даже американцы говорят, что не ожидали такой прыти от российских авиационных конструкторов, от производственной базы РФ, поскольку многое было утрачено с распадом Советского Союза», – отметил Владимир Попов.

 При этом он добавил, что эти годы были для российского истребителя Су-57 весьма насыщенными, и за это время многого удалось достичь.

 «Нужно было провести комплекс испытательных полетов, чтобы не получилось, как русские говорят: "Хорошо на бумаге, да забыли про овраги", – объясняет военный летчик. – Одно дело – облик самолета сконструировать, создать в мыслях, в документах, в материалах. А потом уже надо воплотить его в металле, довести до ума, добиться, чтобы он выполнял свой функционал в воздухе».

 Мало протестировать новый самолет в «тепличных», лабораторных условиях – в аэродинамических трубах, на испытательных стендах. Необходимо проверить его возможности в реальном полете. Су-57 был испытан в разных условиях – в том числе природно-географических, подчеркнул Владимир Попов.

 «Ведь он (Су-57 – прим. ред.) был сделан на Дальнем Востоке, где достаточно суровый климат, а потом переброшен на Волгу и в Подмосковье, в Жуковский, где испытатели над ним хорошо потрудились, на разных режимах прогнали – на всех высотах, на всех скоростях, – рассказывает эксперт. – Боевое крещение Су-57 прошел потом еще и в Сирии (как раз в тот период, когда там стояла жара, были пыльные бури). То есть испытания проводились в реальных и сложных условиях. Такой подход занимает определенное время, но это неизбежно, если мы хотим получить по-настоящему хорошую машину».

 Результат действительно себя оправдал, подчеркнул Владимир Попов. Российский Су-57 считается сегодня главным конкурентом американского истребителя пятого поколения F-35 и, по мнению военного летчика, во многом превосходит своего западного «коллегу».

 «Это очень перспективная новая машина, сложная, сделанная по новым технологиям, с соблюдением требований сегодняшнего дня – и мы даже заглядываем лет на пятьдесят вперед», – заметил Попов.

 Собеседник издания подчеркнул: российские конструкторы, создававшие Су-57, сделали основной упор на трех характеристиках, являющихся неотъемлемой частью самолетов пятого поколения.

 «Первое – это высокая маневренность истребителя, или даже сверхманевренность, как мы говорим. Второе – улучшенные качества боевой эффективности, повышение вероятности поражения цели, выполнения новых тактических приемов. И третье направление – малозаметность, стелс-технологии», – перечислил Владимир Попов.

 Американцы расставили приоритеты по-другому – в обратном порядке, указывает военный летчик.

 «Во главу угла при создании самолетов пятого поколения конструкторы из США поставили скрытность, затем они говорят о боевой эффективности и боевом потенциале, и, условно говоря, на последнем месте – маневренность», – рассказывает Попов.

 Однако упования на стелс-технологии не оправдали себя так, как ожидали военные США. Американские конструкторы рассчитывали на то, что их крылатые «невидимки» смогут атаковать цели на дальних подступах – стрелять и уходить от противника, оставаясь незамеченными. Но в реальности это выглядит иначе, и на неприятные сюрпризы истребители США оказались неспособны.

 «Мы их видим спокойно, потому что достичь всеракурсного уровня невидимости для локаторов очень трудно и практически невозможно. Кстати, на возможности скрытности влияет не только ракурс, но и климатические, погодные условия», – объяснил заслуженный летчик РФ.

 Есть еще одна проблема, с которой сталкиваются американские истребители-невидимки: специальное стелс-покрытие весьма ненадежно.

 «У них получился самолет ангарного хранения, – констатирует Владимир Попов. – В жару это стелс-покрытие отслаивается, на морозе происходит то же самое. То есть это капризный в эксплуатации истребитель».

 Вот почему, несмотря на то, что и F-22, и F-35 массово находятся на вооружении, их боеготовность остается низкой, и используют эти самолеты ВВС США довольно редко.

 В итоге получилось, что российские конструкторы обыграли западных коллег, сделав ставку не на стелс-технологиях, а на сверхманевренности. Причем это сильный козырь не только новейшего истребителя Су-57, но и самолетов предыдущего поколения. По уровню маневренности истребители России заметно превосходят оппонентов из США – это признают и американские эксперты.

 Еще одно преимущество – в соотношении цены и качества. Владимир Попов напомнил: американские конструкторы, работая над созданием истребителей пятого поколения, обещали, что их самолеты будут достаточно доступными по цене.

 «На деле оказалось, что это самые дорогие самолеты в мире, а наш Су-57 – на порядок дешевле и при этом не уступает, а по некоторым показателям даже превосходит истребители США, – констатирует военный летчик. – Это и является особенностью таланта наших военных конструкторов, технологов авиационной промышленности, которые смогли сконцентрировать все усилия, вложить все, что мы могли, в новые самолеты пятого поколения».

 Владимир Попов объяснил, почему Россия не спешит пополнять парк ВКС истребителями нового поколения, в отличие от США.

 «Мы не стремимся опережать события. Потому что наши истребители "4+" и "4++" сопоставимы по основным характеристикам с самолетами пятого поколения, – отмечает военный летчик. – Россия действует грамотно: мы создаем эту технику, она у нас есть, но мы используем ее разумно и рационально».

Автор: Анна Ильинская

Комментариев нет:

Отправить комментарий