Если допустить, что YouTube сознательно и массово, совершенно беспрецедентным образом продвигал ролик Навального, то с чего считать его просмотры реальными?
Эксперт в области
IT Игорь Ашманов рассказал газете ВЗГЛЯД, каким образом «расследование» Навального
могло собрать больше 100 млн просмотров согласно статистике сервиса YouTube.
«Люди Навального пару
раз уже показывали статистику просмотров «расследования» и в основном просмотры
из России. Но в России просто нет столько пользователей, которые могли бы или
захотели бы посмотреть этот фильм», – говорит член президентского Совета по
правам человека Игорь Ашманов.
Согласно исследованию
компании «Медиаскоп» (есть в распоряжении редакции), за первые девять дней
показа, то есть с 19 по 27 января, аудитория фильма «Дворец для Путина»
составила 11,6 млн жителей России или «около 10% населения смотрели фильм хотя
бы 2 минуты». «21 миллион жителей России – максимальная оценка количества
зрителей фильма в России за первые 9 дней показа (17% населения). Эта оценка сделана
без ограничения на длительность контакта с контентом – в нее входят как
зрители, посмотревшие весь фильм, так и контактировавшие с ним совсем недолго,
например, прокручивая плеер в лентах соцсетей с автоматическим стартом или в
случае автоматического запуска следующего видео на Youtube», – говорится в
исследовании.
При этом фильм от начала и до конца посмотрели только 3,4
млн человек (3% населения России), более 30 секунд посмотрели 15 млн. Большая
часть аудитории пришлась на крупные города (больше 100 тыс.) – более 60% всей
аудитории, из них почти 20% – в Москве. «Это выше, чем вклад этих регионов по
населению, то есть в крупных городах контент смотрели активнее. Оставшиеся
35-40% приходятся на небольшие города и села», – отмечают в «Медиаскопе».
Эта оценка сделана в
количестве человек, контактировавших с событием. «Это отличается от статистики
просмотров, выдаваемой самим Youtube. Отличия связаны с тем, в
интернет-статистике предметом подсчета выступают технические данные о
взаимодействии серверов, и на одного человека часто приходится несколько
событий, каждое из которых будет считаться отдельным контактом», – подчеркивают
авторы исследования. Сами авторы «расследования о дворце» ссылаются на
статистику YouTube, которая показывает около 100 млн просмотров.
Игорь Ашманов добавляет, что в связи с таким большим количеством просмотров возникает несколько вопросов. Были ли это естественные просмотры, можно ли говорить о накрутке с помощью ботов и покупке фальшивых просмотров или это результат благодаря благоприятствованию самим YouTube, то есть внутренняя и бесплатная накрутка просмотров?
«Такое количество просмотров говорит о совершенно бешеной поддержке самой платформой, потому что фильм пихали буквальные в любые рекомендации.
В мире западных
интернет-платформ это называется «фичеринг». На этот раз этот «фичеринг» был
беспрецедентным, абсолютно разнузданным и скандальным. Знакомые приводят
пример, когда с умного телевизора четырехлетний ребенок запросил мультики, и
ему среди шести предложенных роликов показывают по центру тот самый дворец. Мне
прислали скриншот с этого экрана», – поделился собеседник.
Другие очевидцы сообщали о том, что даже в случае отказа от показа в рекомендациях фильма Навального YouTube продолжал рекомендовать этот ролик, который воспроизводился в автоматическом режиме и просмотры можно было засчитывать при начале проигрывания на несколько секунд при случайном пролистывании.
«То, что платформа изо всех сил продвигала это видео – очевидный факт», – подчеркивает член СПЧ.
Что касается
предположений о накрутках просмотров с помощью ботов и платных просмотров, то
Ашманов исключает такой вариант. По его словам, невозможно представить себе
нанятую Навальным команду спамеров, которая пробивает фильтры YouTube и
одновременно сам YouTube, отбивая атаки спамеров, продвигает по своей воле тот
самый спамерский контент, с которым он другой рукой борется. «Поэтому всерьез
обсуждать количество просмотров бессмысленно. Если YouTube сознательно
продвигает ролик Навального, то кто мешал ему написать в интерфейсе количество
просмотров с помощью скрипта?» – задается вопросом эксперт.
«За последние два-три
года я лично видел несколько случаев, когда счетчик у «неправильных» роликов
либо крутился назад, либо замирал на несколько дней. Я могу объяснить это
только ручной манипуляцией», – рассуждает Ашманов.
Также нельзя
исключать, что благодаря такому количеству просмотров и монетизации появилась
возможность заплатить Навальному совершенно официально деньги, «за которые ему
не придется отдуваться». «Очевидцы, которые смотрели ролик, говорили, что
видели в нем рекламу», – отметил Ашманов.
О том, что уже за
первые сутки после публикации фильма созданный Навальным фонд ФБК получил почти
4,7 млн. рублей, сообщал в Twitter директор ФБК Иван Жданов. Благодаря
возможностям монетизации 1 тыс. просмотров приносит доход в размере от 25
центов до четырех долларов США. Если эти деньги стали платой от YouTube, то с
учетом 20 млн просмотров получается, что монетизация оказалась близка к трем
долларам за каждую тысячу просмотров. С учетом более 100 млн просмотров эта
сумма может составить больше 23 млн рублей.
«Это не сумками
черный нал из Латвии возить и не биткоинами какие-то сомнительные транзакции
совершать, а можно сказать, что вот человек сделал контент и официально
заработал деньги, все честно», – пояснил Ашманов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий