Многофункциональный истребитель 5-го поколения объединит интеллекты разработчика, лётчика и искусственный.
Наружный вид интеллектуальной кабины российского истребителя
5-го поколения
При создании кабины
многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57, серийный выпуск которого
начат Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), российские конструкторы
обеспечили летчику оптимальные условия для работы. Речь в том числе идёт о
применении возможностей искусственного интеллекта.
Как рассказал в
интервью корпоративному журналу ОАК «Горизонты» начальник отдела кабин ОКБ
Сухого компании «Сухой» Никита Дорофеев, На Су-57 достигнута максимальная
автоматизация рутинных процессов пилотирования и боевого применения. Благодаря
этому удалось создать многофункциональный истребитель в одноместном варианте.
«Теоретически, летчик
на Су-57 после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не
заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот
процесс также в достаточной степени автоматизирован», – сказал Дорофеев и
подчеркнул, что автоматизация, и интеллектуальная поддержка являются
определяющими требованиями к эргономике кабины современного истребителя. А
комплексирование информации, поступающей от разных источников, позволяет
существенно повысить качество представления данных о тактической обстановке.
На Су-57 установлены
многофункциональные индикаторы, обладающие возможностью предъявлять лётчику в
удобной форме огромный объем информации – как о тактической обстановке, так и о
работе систем самолета. По данным ОАК, технология интеллектуальной поддержки
обеспечивает пилоту помощь в решении задач с учётом текущей обстановки и
прогноза ее развития. То есть, по сути, в кабине истребителя пятого поколения
работает мощный аналитический центр.
Важно, отметил Никита
Дорофеев, соблюсти баланс: с одной стороны, обеспечить высокий уровень
автоматизации, позволяющий системе «человек – машина» успешно решать
поставленные задачи, а с другой – дать летчику возможность контролировать
процесс, понимать, какой режим выполняется, как работают системы и что будет
происходить дальше.
Минусы – это часть плюсов
В военном
авиастроении достижение высоких результатов невозможно без внедрения новых
технологий, главная задача которых — освободить экипаж от трудозатрат в воздухе
в условиях острого дефицита времени, пояснил «Эксперту Online» источник в
авиационной промышленности. Иными словами, лётчика необходимо максимально
разгрузить. Это, собственно, и составляет суть системы «человек – самолет».
Фото предоставлено пресс-службой ОАК
Говоря техническим
языком, речь идёт о программно-аппаратном комплексе интеллектуальной поддержки,
который, будучи математическим инструментом, позволяет решать множество
расчётно-оптимизационных задач. Лётчик, оставаясь активным участником процесса,
может в любой момент включить либо отключить автоматическое управление бортом.
Вместе с тем большинство систем контролируется компьютером, который отслеживает
отклонения в их работе. В случае серьезных, а тем более критических отклонений
компьютер сигнализирует о них пилоту. Однако прежде система перепроверит сигнал
(возможно ложный) и попытается исправить ошибку, чтобы не отвлекать пилота от
его основных функций.
Информационный
комплекс Су-57 не только вобрал в себя все лучшее, что было создано
отечественной промышленностью и воплощено при разработке его предшественника
Су-35, но и шагнул еще дальше, считает доцент кафедры экономической
безопасности Факультета национальной безопасности Института права и
национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов.
Между тем, развитие и
усложнение бортовых информационных систем не только открывает перед лётчиками
новые возможности, но и порождает ряд проблем. Дело в том, что из-за роста
объемов вычислительной техники в истребителях пятого поколения существенно
возрастает информационная нагрузка на пилота. Лётчику становится физически
сложно уследить за ключевыми индикаторами и оперативной обстановкой даже в
небоевых условиях, указывает действительный член Академии военных наук и
завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.
Именно эту проблему решает разработанная для Су-57 система интеллектуальной
поддержки летчика.
«Пока речь идет
только о максимальной автоматизации рутинных процессов пилотирования и частично
– боевого применения самолета. В основном это функции взлета и посадки, поиска
целей, их селекция, слежение, наведение оружия», - отмечает Кошкин. Фактически,
это развитие идеи автопилота, доведенное до стадии, когда компьютер может если
и не сыграть полностью роль первого летчика, то взять на себя практически весь
функционал, который выполняют вторые пилоты двухместных СУ-30 и МиГ-35
поколения 4++.
Что же касается
полностью автоматизированных полётных систем, то до промышленно значимых
разработок в этой области разработчикам всего мира пока далеко, хотя
экспериментальные работы, конечно, ведутся. В обозримом будущем мы, скорее
всего, увидим только относительно привычные полеты самолетов и дронов,
управляемых с земли, либо действия пилотируемых машин совместно с боевыми
беспилотниками. Последняя модель взаимодействия, кстати, выглядит интересной и
перспективной в приложении к связке СУ-57 и БПЛА С-70 «Охотник». Высокая
маневренность первого и его возможности ведения воздушного боя способны
нейтрализовать авиацию противника, в то время как арсенал второго может быть
использован для превентивных атак на наземные системы ПВО, полагает Андрей
Кошкин.
С кем делим рынок
Сегодня военная авиация немыслима без разработок в области
искусственного интеллекта. Истребители ведущих стран-производителей военной
авиационной техники получают все более совершенные вычислительные мощности,
средства связи и возможности передачи данных. И Россия в этой области занимает
одно из лидирующих положений – в том числе сохраняя паритет с американской
военной промышленностью, считают авиаэксперты.
Фото предоставлено пресс-службой ОАК
Из открытых
источников известно, что бортовое оборудование Су-57 позволяет осуществлять
обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления,
так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно. Самолет
имеет широкую номенклатуру вооружения классов «воздух-воздух» и
«воздух-поверхность», обеспечивающего решение истребительных и ударных задач.
Вместе с тем он обладает возможностью осуществления скрытых действий, благодаря
низкому уровню заметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом
диапазонах. Что же касается аэродинамических характеристик, то истребители
Сухого всегда были по этому показателю лучшими в своём классе.
Прямые конкуренты
Су-57 — американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Однако F-22 долгое время
был запрещен к экспорту – только в прошлом году Штаты впервые одобрили продажу
50 истребителей Израилю. Что же касается более современного, менее дорогостоящего
и коммерчески более перспективного F-35, то по словам пилотов, мнение которых
приводят специализированные мировые СМИ, истребитель никак не может избавиться
от болезней роста (например, проблем с сенсорными дисплеями и голосовым
управлением), что затрудняет реализацию в строевых частях целого ряда
заявленных производителем возможностей. Кроме того, стоимость эксплуатации
«Лайтнинга», по некоторым данным, вчетверо превосходит затраты на содержание
истребителей 4-го поколения.
Китайские истребители
J-20 и J-31 хотя и позиционируются разработчиками как представители 5-го
поколения, рассматривать их в качестве таковых пока сложно – самолеты выглядят
эклектично, сведений об их летно-технических характеристиках в открытых
источниках практически нет, зато известны проблемы с разработкой
соответствующих задачам двигателей.
В результате J-31 за
почти 8 лет со дня первого полета так и не «встал на крыло», а серийные J-20 с
российскими АЛ-31ФН и J-20B с китайскими WS-10 задач полноценного истребителя
5-го поколения не решают.
Всё это дает
серьезные основания полагать, что у Су-57 есть все основания продолжить
традицию семейства Су-27 и его модификаций – Су-30 и Су-35, – удерживающих уже
на протяжении десятилетий одну из лидирующих позиций на рынке истребителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий