В четверг, 15 июля, Владимир Путин принял в резиденции Ново-Огарёво главу Объединённой авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря. Наверное, в последние несколько лет миф о разрухе в отечественном самолётостроении стал забываться. Даже в самые "тучные годы" наши предприятия сохраняли компетенции по выпуску гражданских воздушных судов. Да, их массовое производство было свёрнуто "благодаря" западным лоббистам, протаскивавшим в Россию "Боинги" и "Эйрбасы". По некоторой информации, за каждый ввезённый в страну "Боинг" чиновник-коррупционер получал 1 млн долларов. Однако теперь всё изменилось.
В настоящем материале мы бы хотели заострить
внимание на ключевых моментах доклада Юрия Слюсаря президенту. Начнём с
многострадального "Суперджета". Несмотря на критику, сам самолёт
неплохой. Но по-другому и быть не могло. Если воздушное судно получает
сертификацию, в том числе по международным стандартам, то оно по определению
является надёжным.
Основная проблема "Суперджета"
состояла в его сервисном обслуживании. Производитель (АО "Гражданские
самолёты Сухого") не проработал механизм бесперебойных поставок
комплектующих для SSJ100. В результате авиакомпании, неделями дожидаясь
необходимых деталей, были вынуждены отправлять самолёты в ангар. А любой
простой самолёта – многомиллионные убытки, которые покрывались из бюджета
перевозчиков.
Именно поэтому авиакомпании не спешили брать в
эксплуатацию "Суперджет". В основном его внедрение навязывалось административными
методами. Правда, во всей этой истории есть и исключение. Это ростовский
перевозчик "Азимут", который самостоятельно создал склад запасных
комплектующих, что позволило оперативно ремонтировать эти самолёты.
А когда SSJ100 летал бесперебойно, он
показывал отличный результат. Так, в конце 2019 года молодая компания
"Азимут", флот которой состоит исключительно из
"Суперджетов", вышла на операционную прибыль. Подобное говорит об
экономической эффективности русского самолёта.
По заявлению Слюсаря, к настоящему моменту все
проблемы с сервисным обслуживанием решены, а SSJ100 показывает налёт в 7-8
часов в сутки, что сопоставимо с зарубежными конкурентами. Более того, уже
через два года начнутся испытания двигателя ПД-8, который заменит ныне
устанавливаемый на "Суперджет" русско-французский SaM146. Отметим,
что с данным двигателем также часто были проблемы.
Новые
прорывные проекты
Однако если с SSJ100 всё относительно понятно,
то со среднемагистральным МС-21 до сих пор имеется некоторая неопределённость.
Да, самолёт успешно преодолевает санкции. Так, "фишкой" воздушного
судна является так называемое чёрное крыло, сделанное не из привычного металла,
а из композитов. Оно существенным образом снижает вес самолёта, что ведёт к
повышению топливной эффективности.
Пару лет назад американцы наложили санкции на
поставки в Россию композитов, желая сорвать реализацию проекта. Однако
ограничения лишь затормозили ввод самолёта в эксплуатацию. Русские в течение года
создали замену: разработали отечественные композиты, запустив в производство
"серию" в "Алабуге". Таким образом, санкционное давление
успешно преодолено. Наоборот, действия американцев позволили нам в кратчайшие
сроки провести импортозамещение важнейших конструкций и впредь не зависеть от
поставок деталей из-за рубежа.
Пожалуй, МС-21 станет самым
"национальным" в мире самолётом, ведь он будет практически полностью
состоять из русских комплектующих. Для сравнения: в Boeing 737 доля
американских деталей составляет всего лишь 30%.
Но всё же оптимизм пока что необходимо
проявлять сдержанный. На бумаге всё выглядит замечательно, но как будет на
деле, при начале серийной эксплуатации МС-21, сказать сложно. Ввод в строй
любого нового самолёта чреват так называемыми детскими болезнями, которые
исправляются уже по ходу дела. Мы имеем замечательный пример из собственного
опыта – это SSJ100, который на протяжении нескольких лет хронически страдал от
недостатка комплектующих. Впрочем, чиновники из Минпромторга заявляют, что
подобных ошибок с МС-21 не повторится. Но как будет на деле – увидим.
На встрече с Владимиром Путиным глава ОАК Юрий
Слюсарь не упомянул о военной авиации. А вот здесь скрывается самая настоящая
интрига.
На днях "Ростех" опубликовал фото
новейшего военного самолёта. Эксперты
предполагают, что речь идёт о новейшем одномоторном истребителе пятого
поколения, который будет презентован на МАКС-2021.
Фото — dvinskyaero
Следует
отметить, что в адрес военной авиации также следует шквал критики от
"всезнающих экспертов". Как только не ругали истребитель Су-57,
заявляя, что он будет никому не нужен и сожрёт много средств! В результате
"Сухой" приступил к серийному выпуску Су-57 и в ближайшие годы
поставит вооружённым силам десятки новейших машин.
Русская авиация стремительно развивается.
Россию по праву можно назвать лидером мирового самолётостроения. В компетенциях
мы не уступаем ни США, ни Европе, ни Китаю. Единственная наша проблема – слабая
маркетинговая и рекламная составляющая. Выпуская замечательные, в том числе
гражданские, самолёты, мы не можем их как следует презентовать и продать. Хотя
тот же "Суперджет" по показателям эффективности превосходит своих
конкурентов Embraer-190 или же Bombardier CRJ900. Но почему-то две упомянутые
модели ценятся больше русского самолёта. Необходимо срочно исправлять ситуацию,
доказав её несправедливость!
Комментариев нет:
Отправить комментарий