1

Всё своё. Россия начала тянуть грандиозную линию в Арктике

Недавно в ленте наших новостей скромно мелькнула информация об открытии в Мурманске первого в России завода подводного оптоволокна. Никто не обратил на неё особого внимания, между тем этот завод введён специально для обслуживания стратегического проекта – строительства «цифрового северного потока» в нашей Арктике. О нём мы тоже как-то рассказывали, но теперь разрешилась главная, связанная с ним интрига – кто будет его строить – государство или частная компания? Расскажем в этом выпуске.

«Полярный экспресс»

Если раньше для освоения новых территорий в первую очередь требовалось подвести к ним дороги, линии электропередачи и тепло, то теперь к этим задачам добавилась и необходимость строительства цифровой инфраструктуры. Мы живём в огромной стране, но так сложилось, что наземная трансконтинентальная линия связи располагается в южных районах и не даёт возможности протянуть связь на 30–40% территории государства – в основном северной. Поэтому арктические города долгое время довольствовались спутниковым интернетом. Его недостаток не только в высокой стоимости, но и в том, что он не обладает необходимым покрытием, а, главное, предоставляется американским оператором спутниковой связи Iridium. Лишь сравнительно недавно к оптоволокну был подключен Норильский промышленный район, но этого недостаточно.

«Цифровой северный поток» или, как его теперь официально называют, «Полярный экспресс» – это подводная линия связи из шести пар оптических волокон пропускной способностью до 104 Тб/с. Она начинается в посёлке Териберка Мурманской области и с заходом во все порты арктического побережья тянется до Владивостока. Общая длина – 12 650 км, срок реализации – 2026 год.

Проект крайне нужный не только для жителей арктического региона, но и в разрезе национальной безопасности, ведь цифровая инфраструктура – это не просто интернет в наших гаджетах, но и управление предприятиями, портами, навигация по Севморпути. Никто в мире прежде подводную линию такой протяжённости в условиях Арктики никогда не строил. И вот тут возникла главная интрига – кто будет всё это реализовывать – государство за свой счёт или частные компании за свой.

Продолжим после сводки новостей.

Время новостей

Ракета-носитель «Союз-2.1б» успешно стартовала с космодрома Байконур.

На Дальнем Востоке спущен на воду первый построенный в регионе краболов проекта 03141, а в Ахтубинске буксир проекта NE011.

На «Звезде» заложен новый газовоз ледового класса.

На заводе «Красное Сормово» началось строительство новой серии из 11 сухогрузов проекта RSD59.

В Санкт-Петербурге ввели в эксплуатацию первый в Европе и третий в мире испытательный стенд для оборудования заводов СПГ.

В Свердловской области запущена станция испытаний авиадвигателей.

На Чукотке завершено строительство первых автономных гибридных энергоустановок.

В Ульяновской области запущена первая очередь завода гофроупаковки.

Крупнейшая в регионе фабрика по производству гофротары открыта в Дагестане.

На Ставрополье построен крупнейший в регионе мясоперерабатывающий комплекс.

Сборная России завоевала пять медалей на Международной олимпиаде по экономике, а школьники из Владивостока победили в Международных состязаниях по подводной робототехнике.

Судьба проекта

Итак, изначально было заявлено два основных проекта цифропотока. Первый – чисто государственный по заказу Минтранса РФ, он и получил название «Полярный экспресс». Второй под названием «Арктика Коннект» вызвалась построить компания «МегаФон» совместно с финскими партнёрами. Эта линия должна была быть продлена до Финляндии и Китая и даже западного побережья США. Предполагалось, что оба проекта будут существовать параллельно, не пересекаясь, но к проекту «МегаФона» возникло несколько серьёзных вопросов.

Во-первых, для прокладки линии необходимо провести огромную исследовательскую работу по изучению рельефа дна, течений и тому подобного. Наличие в проекте иностранных партнёров создаёт ненужные риски утечки информации, в том числе и о военных стратегических объектах. Во-вторых, по некоторым данным, в проекте «Арктика Коннект» предполагалось использование иностранного оборудования, что также недопустимо. Строить «цифровой хребет Арктики» и заведомо отдавать его в чужие руки – сомнительное занятие.

Впрочем, всё разрешилось благополучно. В июне к первому проекту «Полярный экспресс» присоединилась госкорпорация «Росатом», что резко повысило его шансы на успешную реализацию. Вскоре после этого «МегаФон» заявил о приостановке своего проекта «Арктика Коннект», и, по всей видимости, навсегда.

В итоге, у нас, если не считать линии, которую своими силами и для своих объектов строит Минобороны, остался только государственный «Полярный экспресс». Но как же решился вопрос с оборудованием? Вернёмся к нашему заводу в Мурманске.

Всё своё

Открытый в Мурманске завод создан специально под проект «Полярный экспресс» и будет выпускать до 3000 км кабеля в год. Впрочем, и после завершения строительства он без дела не останется. По оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет в России предстоит заменить более 400 тыс. км волоконно-оптического кабеля. Старые линии подходят к концу срока своей эксплуатации, а потоки информации растут с каждым годом.

Однако помимо самого оптоволокна, огромное значение имеет и телекоммуникационное оборудование в составе линии. Его на сегодня в принципе в мире производят только 5 крупных игроков – в США, Европе, Японии, Китае и – это станет для многих сюрпризом – у нас в России, в Санкт-Петербурге. Оборудование компании «Супертел» используется для нужд РЖД, гражданской авиации, органов государственного управления. По всей видимости, оно будет задействовано и для «Полярного экспресса».

Вместе с этим к процессу строительства будет привлечён целый флот кабельных, вспомогательных и научно-исследовательских судов, который у нас сейчас тоже активно обновляется. Первые километры кабеля с нового завода уже проложены, специальная береговая станция с необходимым оборудованием в Териберке уже построена, первая линия проекта будет запущена в следующем году. В общем, всё говорит о том, что проект будет реализован. Так что к этой интереснейшей теме мы обязательно вернёмся.

Время технологий

В Ярославской области началось строительство первого в России посёлка, возводимого с помощью строительного 3D-принтера. Принцип его действия такой же, как у обычного трёхмерного принтера, только размером он побольше, а вместо пластика используется строительный раствор. Отдельные элементы зданий таким методом производят уже давно, но в данном случае речь идёт именно о возведении целого дома сразу на стройплощадке. Это позволяет ускорить строительство и сэкономить на рабочей силе, которая сегодня в дефиците.

Занимающаяся проектом российская компания АМТ построит в новом посёлке 12 домов и откроет здесь базу для обучения специалистов работе со строительными принтерами собственного производства. Если технология докажет свою эффективность, напечатанные дома в нашей стране вскоре станут обыденностью и позволят строить быстрее и дешевле. Желаем разработчикам успеха!

Теперь о людях.

Время Человека

В селе Чатлык на западе Свердловской области рано утром загорелся частный дом. Это заметил школьник Сергей Тетеревков. Он крикнул отцу, чтобы тот вызывал МЧС, а сам бросился на помощь. Входная дверь горела, потому он проник в дом через окно и в одной из комнат обнаружил троих спящих детей. Разбудил, вывел из помещения и бросился к соседнему дому, на который вот-вот должно было перекинуться пламя. Там он нашёл ещё четверых спящих детей и их мать, которых увёл в безопасное место и успокаивал до прибытия пожарных. Спасатели ликвидировали пожар, который возник из-за короткого замыкания.

Позже стало известно, что, когда Сергей сам был ребёнком, однажды ночью он заметил начало пожара в собственном доме и успел вовремя разбудить родителей. Таким образом, на счету парня уже десяток спасённых жизней. Решается вопрос о его награждении медалью МЧС.

Мы же по традиции готовим Сергею награду от нашего общественного проекта «Подарок Герою».

…Берегите себя и своих близких! Мы желаем вам доброй и бодрой недели! Текст выпуска и первоисточники ищите на нашем сайте время-вперед.рус, подписывайтесь на наш канал, вступайте в нашу группу и Клуб «Время – вперёд!», чтобы принимать участие в развитии проекта!

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий