Главы ДНР и ЛНР выпустили заявление, которое для обеих донбасских республик является историческим. В ближайшее время там планируют ликвидировать «феодальную раздробленность» и создать единое экономическое пространство по российским лекалам. Этот чрезвычайно важный шаг. Вопрос в том, почему он делается только сейчас.
Среднестатистический
житель и России, и Украины, и даже самого Донбасса не знает и не понимает,
почему на неподконтрольных Киеву территориях существуют две народные
республики, а не одна. Ведь экстремальные условия военных действий и
экономической блокады обычно способствуют сплочению, а разделение региона на
ДНР и ЛНР создает для местного населения существенные бытовые и хозяйственные
неудобства. Например, между непризнанными республиками существует таможня,
просто так свой товар из Луганска в Донецк не отправишь.
Во
многом это проистекает из того, что ДНР и ЛНР появились по инициативе снизу и
как самостоятельные центры силы с собственными «народными губернаторами»,
активистами и ополченцами. Бороться за выживание им пришлось в плотной
кооперации, но параллельно друг другу. К моменту завершения активной фазы
боевых действий у республик уже сложилась разная законодательная база. Даже
создание единоначалия хотя бы в армии и на заявленной территории (разные города
контролировали разные группы ополчения) оказалось задачей, которую смогли
решить только за несколько лет.
Но
это, что называется, вопросы истории. В области практических интересов
донбасских элит – как старых, так и новых – доминировали «вопросики» иного
рода. Иногда это были интересы политические (лучше быть первым парнем в
деревне, чем вторым в большой деревне), иногда – финансовые, из области
контроля за тем или иным предприятием. Для конкретных людей в руководстве ЛДНР
принцип, когда «табачок врозь», был заведомо удобнее, причем в большей степени
в Луганске: там сомневаются в своей конкурентоспособности на фоне более
богатого Донецка.
Эта
«феодальная раздробленность» негативным образом отражается на доходах жителей
Донбасса. Как и о том, что крайне низкий уровень зарплат – это бомба
замедленного действия под регионом, где люди привыкли жить на широкую ногу и
вряд ли готовы терпеть лишения бесконечно.
ДНР
и ЛНР требовались масштабные структурные реформы, взаимная унификация
законодательства, ликвидация дублирующихся ведомств, что повысило бы
управляемость, сократило бы возможности для коррупции, снизило бы нагрузку на
бюджет и переплаты со стороны населения. Львиную долю этих задач решало бы их
слияние в единое государственное образование, к чему руководство обеих
республик призывали и эксперты, и народ в самом широком смысле.
Но
всякий раз, когда об этом заходила речь, руководство ДНР и ЛНР находило
какое-нибудь объяснение, которое ничего не объясняло, а чаще всего звучали
слова про Минские соглашения, мол, под ними подписались две республики, так что
объединение подорвет переговорный процесс (а он, напомним, застрял в мертвой
точке из-за стараний Украины, которая глубоко тяготится этим процессом и не
собирается ничего «имплементировать»).
И
вдруг – лед тронулся, или, другими словами, где-то сдох медведь. Глава ДНР
Денис Пушилин и глава ЛНР Леонид Пасечник объявили о создании единого
экономического и таможенного пространства. Это еще не объединение республик, но
это о-го-го по сравнению с ситуацией, которую мы имеем сейчас. Новый режим
функционирования ЛДНР, как обещают местные власти, «снимет ограничения на
перемещение граждан, продукции и финансов» между двумя республиками, что
«станет залогом ускорения их развития».
Осталось
понять: кем был тот медведь, который сдох? Что произошло такого, что в Донецке
и Луганске все-таки приступили к реализации не просто назревших, а давно
перезревших мер?
Есть
как минимум две версии, одна из которых близка к конспирологии, но наверняка
будет обсуждаться в СМИ, поскольку включает в себя важнейшие политические
фигуры – президента РФ Владимира Путина, президента США Джо Байдена и
президента Украины Владимира Зеленского.
Допустим,
что на саммите Путин – Байден в Женеве (который, напомним, прошел лучше, чем можно
было предполагать) или по другим каналам после него до американцев была четко
доведена позиция Москвы: Вашингтон должен принудить Киев к выполнению Минских
соглашений, либо же Россия будет обустраивать будущее Донбасса другим путем.
Допустим,
в Москве ожидали, что этот акцент прозвучит на переговорах Зеленского и
Байдена. Для президента Украины они прошли без каких-либо успехов, но его
окружение и он сам пытаются выдать за успех то, что тема Минских соглашений не
только не присутствовала в заявлениях американской стороны, а вообще не
обсуждалась. Это означает только то, что пока Байден решил устраниться от
данной темы, но советник главы офиса Зеленского Алексей Арестович публично
торжествовал – Украина-де «снялась с крючка» невыгодной для нее сделки.
Арестович
– человек специфический даже по киевским меркам. В большинстве случаев
прислушиваться к нему – себя не уважать. Но нельзя не отметить то, что такой
человек занимает одну из ключевых позиций в украинской контактной группе по
донбасскому урегулированию, которая должна имплементировать Минские соглашения.
То есть сочетание личности Арестовича с его должностью нагляднейшим образом
показывает, что пресловутый «Минск-2» в Киеве в гробу видали и очень хотят
«сняться с крючка».
Американцы,
кстати говоря, ни стороной, ни гарантом этих соглашений не являются, то есть
Байден не может «простить» украинцам ими же обещанное, это должно сделать
руководство Германии, Франции и России как действующих гарантов урегулирования.
Но «с крючка» так «с крючка»: раз прогресса нет, выжидательная позиция России
сменилась активным действиями – Москва подтолкнула донбасские республики к
объединению, чтобы в дальнейшем интегрировать их экономики в российскую. А если
кому-то (тем же американцам), это не понравится, то мы американцев
предупреждали.
Но
есть и другое объяснение происходящему, гораздо более скучное – без
геополитики, торгов, предупреждений, сигналов и первых лиц. Не было такого, что
Москва, оценив обстановку, дала команду действовать, а в Донецке и Луганске
взяли под козырек. Работы над созданием единого экономического пространства
велись республиками по собственной инициативе, на свой страх и риск.
В
пользу этой версии говорит то, что подписание конкретных соглашений и
документов, которые объединят экономики двух республик, анонсировано на самое
ближайшее время, а быстро на такие соглашения (с учетом вала прошлых
хозяйственных разногласий) не выйдешь. Следовательно, работа над ними шла без
оглядки на переговоры в Женеве и Вашингтоне. Просто в силу того, что это было
необходимым.
Возможно, разговоры про «крючок» были восприняты как «окно возможностей» для того, чтобы заявить – время пришло. Возможно, не сыграли вообще никакой роли, а Пушилин и Пасечник реагируют сейчас на давление снизу. В их декларации о намерениях, помимо прочего, прописано, что новая политика «позволит достигнуть ряда показателей, в частности увеличить среднюю заработную плату в целом по экономике в 2,3 раза – до 35 тыс. рублей, и повысить среднюю пенсию в 1,3 раза – до 13,8 тыс. рублей, средняя заработная плата бюджетников достигнет 29 тыс. рублей».
Разделите 35 тыс. рублей на 2,3 и попробуйте прожить на остаток с учетом, что большинство потребительских товаров не только привозные (из РФ), но и подорожавшие после всех административных сборов.
Само
по себе создание единого экономического пространства ЛДНР необходимого роста
уровня жизни не обеспечит. Это только первый шаг, за которым должен последовать
второй – унификация законодательства и технических регламентов с таковыми в
России, чтобы появилась возможность включить предприятия Донбасса в наши
экономические цепочки, включая участие в госзаказе. Только тогда регион сможет
выйти из застоя и безвременья, то есть, по сути, перестанет реализовывать
украинскую стратегию по реваншу.
Эта
стратегия сводится к тому, чтобы все оставалось как есть. Чтобы регион не
развивался, чтобы оттуда уезжали специалисты, чтобы оборудование на
предприятиях устаревало, а сами предприятия закрывались. Еще пять–десять лет
такого пути, и Донбасс можно будет брать голыми руками, считают в Киеве.
Единственное
возможное противодействие этой стратегии – экономическая интеграция с РФ. Это
тот путь, при котором Донбасс сможет реализовать свой потенциал как богатый
регион и часть «русского мира».
Пора
смириться с тем, что Украина ни при Зеленском, ни при любой другой власти не
согласится на имплементацию «Минска-2», что разрешило бы этнополитический
конфликт по боснийскому сценарию. Нам нужно строить для Донбасса другой вариант
будущего – того, где он вместе с Россией. Если декларация о намерениях Пушилина
и Пасечника не останется пустой декларацией, если все обещанные соглашения
действительно будут подписаны и выполнены, это покажет, что после семи лет
ожиданий, промедлений и «геополитических соображений» Донбасс все-таки вышел на
правильный путь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий