Украинские власти не первый раз помогают Молдове в блокировании Приднестровья.
И запрет на въезд на Украину автомобилям с
приднестровскими номерами – не последний шаг в деле совместного прессинга Киева
и Кишинева в отношении Тирасполя, считают эксперты, прокомментировавшие
ситуацию для портала «Свободная пресса».
— В середине августа в Молдову приезжал первый
замглавы администрации президента России Дмитрий Козак. Он провел переговоры с
президентом Майей Санду и выражал глубокое удовлетворение их результатами. В
частности, он с оптимизмом заявлял о том, что Санду пообещала ему не блокировать
Приднестровье. Ровно через неделю госпожа Санду посетила «Крымскую платформу»,
присоединившись ко всем резолюциям, принятым на этом форуме, который в Москве
считают антироссийским, — отметил депутат молдавского парламента от Блока
коммунистов и социалистов Константин Старыш.
- 27 августа Зеленский посетил Кишинев в связи
с 30-летием независимости Республики Молдова.
И сразу же после этого Украина объявила о том,
что не будет пропускать на свою территорию автомобили с приднестровскими
регистрационными номерами.
Интересно, что этому предшествовало обращение
молдавского МИДа, который просил украинскую сторону отсрочить эту меру на
четыре месяца. Но Киев проявил «принципиальность». Классическая игра в доброго
и злого полицейского. Обещая Козаку не устраивать блокаду Приднестровья, Санду
ничем не рисковала.
Кишинев ничего и не может блокировать: все
приднестровские предприятия давным-давно зарегистрированы в официальных органах
Республики Молдова, выпускают продукцию под маркой «Сделано в Молдове». Так что
никаких механизмов блокирования региона у Кишинева нет в наличие. Он может
разве что перекрыть доступ жителей Приднестровья на правый берег Днестра.
Но это —
себе дороже.
А вот у Украины организовать блокаду — масса
возможностей. Приднестровский экспорт, равно как импорт — «украинозависимый».
Ни один нормальный человек не поверит в то, что Киев не оговаривает и не
выверяет жесткие антиприднестровские меры с Кишиневом. Будучи членами
«ассоциированного трио», Украина и Молдова, безусловно, согласовывают свои
шаги.
Просто Санду, чтобы не раздражать серьезную
часть молдавского общества, приходится еще немного «флиртовать» с Москвой. Она
обещала Козаку не блокировать Приднестровье, она его и не блокирует.
А вот Зеленский ничего не обещал Козаку…
Геополитические наперсточники, - сказал Старыш.
— Запрет на номера – один из способов оказания
давления на Тирасполь, и инициирован он был ещё в 2018 году, в годы правления
Порошенко и Плахотнюка. С тех пор сменилось руководство обеих стран, но не
сменились их геополитические ориентиры и задачи. И это только первый шаг в
череде актов давления на Приднестровье, - отметил исполнительный директор
Молдавского филиала Изборского клуба Владимир Букарский.
По его словам, Киев решил подыграть не Майе
Санду, а своим международным кураторам.
- Санду после её скандального спича на
«Крымской платформе» и русофобского шабаша в Кишинёве в ходе празднования «дня
независимости Молдовы» сейчас не нужно лишнее обострение с Москвой и
Тирасполем.
Она при помощи своего эмиссара, вице-премьера
по реинтеграции Влада Кульминского пыталась разрулить и разрядить ситуацию, но
Киев оказался непреклонен. «Домашнее задание» от зарубежных кураторов надо
выполнять. Пока люди будут продолжать ездить, как ездили. Многие уже успели
сменить номера на нейтральные и значок «MD». Кто-то в процессе. Больше всего
пострадают приднестровские транспортные перевозчики, осуществлявшие
пассажирские рейсы в Одессу и другие города Украины.
С этого дня автобусы с приднестровскими
номерами не впускают на Украину. Людей выгружают у приграничного КПП, границу
они переходят пешком (а это достаточно большое расстояние для пешей ходьбы с
сумками, более 500 метров), - отметил Букарский.
По его словам, сейчас молдавская сторона, дабы
Тирасполь не ввел ответные меры, предпочитает выкручиваться:
«Мы тут ни при чём, это всё Украина, мы
просили их отсрочить введение этих норм, Киев отказался».
— Есть ястребы и в Киеве, и в Кишинёве,
которые предлагают более жёсткие меры давления на Приднестровье с полной
экономической блокадой.
Но руководство Украины и Молдовы и особенно их
западные кураторы пока не хотят давать в руки России лишние козыри. Понятно,
что в Москве полной блокады Приднестровья и гуманитарной катастрофы в этом
регионе не потерпят, - сказал Букарский.
- Уровень доверия между Кишиневом и Киевом
сейчас настолько высок, что вполне можно заподозрить закулисную договоренность
Санду и Зеленского. Санду пообещала Козаку, что блокады с 1 сентября не будет.
Формальности она соблюла, в Киев было направлено официальное обращение с
просьбой о переносе ограничительных мер в отношении приднестровского
автотранспорта на начало 2022 года. Но Украина решила взять на себя
ответственность.
Соответственно все вопросы со стороны Москвы
Кишинев теперь может спокойно адресовать Украине, - считает директор
приднестровского Института социально-политических исследований и регионального
развития Игорь Шорников.
По его словам, Тирасполю, прежде всего,
необходима поддержка на дипломатическом уровне.
- Тирасполь сейчас призвал созвать постоянное
совещание в формате «5+2». В рамках этого формата вполне возможно достижение
определенных компромиссных решений, которые облегчат ситуацию, даже если Киев
оставит всё как есть. В случае полной блокады Приднестровья, к примеру, такой,
какая была в 2006 году, у России есть возможность помочь, не прибегая к силе.
Так, в 2006 году Россия фактически взяла на
себя все социальные обязательства приднестровского бюджета. В результате для
большинства приднестровцев та блокада в материальном плане прошла относительно
благополучно. А Россия в итоге обрела политические выгоды в регионе —
приднестровцы организовали референдум о присоединении к России.
Нынешний запрет на время не позволит мелкому
бизнесу, завязанному на работу с Одесской областью, осуществлять свою
деятельность. Это может коснуться до 8000 — 10000 предпринимателей и
экономических агентов. Им придется искать обходные пути: изготавливать
нейтральные номера, пытаться найти способы получить молдавские права или
переходить на автомобили с молдавскими или украинскими номерами. А это займет и
время, и деньги. Многим семьям будет нанесен материальный урон, - считает
Шорников.
По его словам, пострадают и те приднестровцы,
которые привыкли выезжать на своем автотранспорте к морю на отдых, причем уже
сейчас затруднено пассажирское сообщение с Одессой.
- Будем надеяться, что кризис удастся
разрешить дипломатическими мерами в ближайшее время. Однако, на мой взгляд,
вернуться к прежнему режиму будет крайне сложно. В лучшем случае Тирасполю
удастся добиться от Кишинева некоторых уступок в плане упрощения порядка выдачи
нейтральных номеров и признания приднестровских водительских прав для выезда за
границу, - сказал Шорников.
— Украина давно демонстрирует готовность
участвовать в экономической блокаде Приднестровья. И давно действует рука об
руку с молдавскими властями в этом вопросе. Поэтому нет ничего странного в том,
что украинская сторона и здесь работает вместе с молдавской. Они по сути
союзники в деле борьбы с пророссийским Приднестровьем. И союзные отношения лишь
усилились после Майдана на Украине, - подчеркнул доцент Финансового
университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
По его
словам, Киев всерьез заинтересован в том, чтобы душить Приднестровье.
- Во-первых, потому что это пророссийская
территория. Гораздо более пророссийская, чем ряд регионов Украины. Во-вторых,
это идеальное место для ответного удара. Зеленский не может напасть на Крым, не
может напасть на Донбасс, но может ответить России ударом по Приднестровью.
В-третьих,
это ахиллесова пята России.
Москва не может отправить войска на помощь
Приднестровью без вторжения во враждебную страну. Приднестровье окружено
Молдавией и Украиной. Сама Молдавии окружена территорией Украины и Румынии.
Поэтому для ввода войск России нужно либо вторгаться в Румынию, являющаяся
страной — членом НАТО, либо вторгаться на Украину, - отметил Мирзаян.
По его словам, если речь идёт только номерах,
то нет никаких проблем перерегистрироваться, получить вторые номера; если же
это решение является прологом для дальнейшего закручивания гаек, тут уже могут
быть более серьёзные проблемы —полное перекрытие границы и экономическую
блокаду.
- Военные провокации на границе с Приднестровьем
якобы для борьбы с контрабандистами. В конце концов, военное вторжение по
согласованию с молдавскими властями для борьбы с теми же самыми
контрабандистами.
Россия может оказать жесточайшее экономическое
давление, но оно может не помочь. Поэтому у Москвы, вероятно, останется один
единственный вариант — военное вторжение на Украину.
Этот вариант несёт для Москвы ряд
возможностей, но при этом гораздо больше рисков и проблем. Это понимают на
Украине, поэтому всячески пытаются спровоцировать российское военное вторжение.
По сути, это вторжение является единственным
шансом для выживания нынешнего украинского режима, - заключил Мирзаян.
Комментариев нет:
Отправить комментарий