10 сентября заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков дал интервью «Коммерсанту», в котором затронул вопросы дальнейших российско-американских консультаций, следующий очный раунд который запланирован на конец сентября в Женеве.
Являющиеся логическим продолжением
июньской встречи на высшем уровне, новые двусторонние консультации на уровне
министерств в теории призваны сдвинуть двусторонние отношения с «самой низкой
точки». На деле же, если проанализировать российско-американские отношения
последних лет, становится очевидно, что с 2016 года США вполне открыто ведут
«гибридную войну» против России по дипломатической линии.
История конфликта
Как это и свойственно Вашингтону, в
полном соответствии с американской внешнеполитической традицией, очередную
«войну» США развязали первыми. Затяжной дипломатический конфликт начался с
высылки из Штатов тридцати пяти российских дипломатов в декабре 2016 года.
Официальный Вашингтон тогда назвал это ответом на «вмешательство России в
американские выборы». Кроме того, США издевательски закрыли Москве доступ к
ряду объектов недвижимости, относящихся к посольству РФ в американской столице
и постоянному представительству в Нью-Йорке. Российские дипломаты тогда уезжали
в дикой спешке и стрессе, а ведь вместе с ними там жили их семьи, у многих были
маленькие дети.
Россия
долго пыталась получить хоть какие-то вразумительные объяснения произошедшего.
Спустя полгода, когда уже стало очевидно, что ничего иного кроме голословных
утверждений о русских хакерах нет (последние явно представляются в американском
истеблишменте этакими полумифическими существами со сверхъестественными
способностями), Россия ввела ответные меры.
Сокращение
численности американских диппредставительств и приостановка пользования американской
стороной опять же двумя объектами в Москве стали идеальным зеркальным ответом в
духе классической дипломатии.
Казалось
бы, США начали — Россия ответила, вопрос исчерпан. Тем не менее американский
Госдеп сперва приостанавливает выдачу неиммиграционных виз в России, а затем
решает закрыть генконсульство РФ в Сан-Франциско и еще два объекта, относящиеся
к консульствам, но уже в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Менее
года спустя возник новый повод для санкций — «дело» Скрипалей. Опять же не
доказанное ни в одном суде столь хваленной англо-саксонской правовой системы.
Ряд стран коллективного Запада тогда решили выслать российских дипломатов.
Стоит ли говорить, что США, не имеющие никакого отношения ни к самим Скрипалям,
ни к последующему расследованию, выслали больше всех — 60 человек. Россия
ответила тем же, и ровно шесть десятков американских дипломатов уехали в
обратном направлении.
Проходит
еще почти три года. Декабрь 2020. Все это время с российской стороны нет ни
провокаций, ни закрытий объектов, ничего, хотя американцы постоянно провоцируют
Москву по вопросам выдачи отдельных виз, не выдавая их под любыми надуманными
предлогами. Видя в ответ только холодное отношение по линии российского МИД
(какое и должно быть, учитывая предыдущий опыт) уходящая администрация Трампа
все-таки успевает сыграть свою лебединую песню. Ограничения вводятся «оптом»,
на командировки российских дипломатических сотрудников — уникальная мера,
которая введена исключительно в отношении РФ.
Новый виток противостояния
Приход к власти демократа Байдена восемь
месяцев назад вряд ли мог стать чем-то вроде разрядки в российско-американских
отношениях. Скорее наоборот. 2021 год в отношениях между Москвой и Вашингтоном
сперва ознаменовался оскорблениями со стороны новоиспеченного президента США в
марте — послы двух стран разъехались по домам и оставались там до того, как
Путин и Байден не встретились в Женеве. Затем в апреле США, как и за четыре
года до этого, объявили о введении новых санкций в отношении России за
«вмешательство в выборы и хакерские атаки». Опять же десять сотрудников
российского посольства объявили нежелательными персонами. Россия ответила тем
же, и все прелести дипломатического статуса нон-грата вместе со схемой чемодан
– Шереметьево – Вашингтон опробовали на себе ровно десяток служащих Госдепа.
На
этом терпение российской стороны, по всей видимости, лопнуло. И в апреле 2021
года Президент Владимир Путин подписал указ, ограничивающий найм российских
граждан РФ на работу в диппредставительства недружественных стран. Список
последних был утвержден отдельно, и США заняли в нем почетное место рядом с
Чехией — вассал и сюзерен, картина маслом. В результате американцам пришлось
резко сократить численность своего российского дипломатического
представительства. В целом, вполне разумная реакция на предпринятые
американцами шаги.
Тем
не менее уже в конце августа посол США в России Джон Салливан пожаловался на
диспропорции в числе российских и американских дипломатов. По его словам, в
Штатах сейчас находится более 400 российских дипломатов, в то время как в
России лишь 123 американских. О чем он умолчал, так это о подходе к расчетам.
Подход этот, конечно, оказался крайне лукав.
Как
известно, именно в США располагаются центральные учреждения ООН, в том числе и
ее штаб-квартира. В результате приезжая на заседания генассамблеи, или по
другим рабочим вопросам, сотрудники российского МИДа вынуждены подавать заявки
на получение дипломатической визы в США. Хотя, по сути, едут они в формально
независимый международный орган по вопросам, никак с США не связанным. И таких,
находящихся по делам ООН российских дипломатов, в США почти примерно столько
же, сколько во всем в посольстве РФ в Вашингтоне. Это первое.
Второе
— организационная деятельность российского и американского посольства построена
по несколько разным принципам. Если американцы всегда стремятся сэкономить,
нанимая вспомогательный персонал дипмиссии из числа местного населения, то
российская сторона больше интересуется вопросами безопасности и привлекает для
решения подобных задач исключительно собственных граждан. В результате с
формальной точки зрения, численность сотрудников американского посольства
выглядит значительно ниже, чем у российского. Особенно если учитывать, что доля
привлекаемого вспомогательного персонала в посольстве США до принятия указа
апрельского указа подчас достигала 70% от всего его штата.
Так
что все жалобы на диспропорции и ущемления — не что иное, как попытки дальше
раскачать ситуацию. Действительно, «есть ложь, есть большая ложь, а есть
статистика». И американцы в манипулировании цифрами, вне всяких сомнений,
преуспели.
Как
и в том, в чем регулярно обвиняют Москву — вмешательстве в выборы. График
активности Госдепа в отдельно взятой стране, как известно, находится в прямой
зависимости от одного фактора — выборов. Чем они ближе, тем активнее чиновники
от американского МИДа.
Вот
и сейчас посла США Джона Салливана превентивно вызвали в МИД РФ 10 сентября.
Встреча с замглавы российской дипломатии Рябковым обошлась без заявлений и
официального освещения, что, по-видимому, открыло возможность для еще одной
манипуляции. СМИ Салливан через пресс-секретаря сообщил, что ездил обсуждать
двусторонние отношения. В МИДе РФ тут же заявили, что посла вызывали
исключительно из-за вмешательства в российские выборы.
Из
подобного поведения можно сделать вывод, что американцы готовы не только к
продолжению, но и к усугублению конфликта. Более того, они делают это
целенаправленно, откровенно стремясь накалить ситуацию. России же можно и нужно
отвечать на нападки Вашингтона, но исключительно в рамках дипломатической
линии. Не стоит опускаться на их уровень, ведь успешная провокация и
последующая ответная реакция — именно то, чего Вашингтон и добивается. Как
абсолютно справедливо отметил Сергей Рябков, говоря об отношениях с США, «мы не
играем в политические игры вокруг стратегической стабильности». Американцы же,
по всей видимости, в такие вещи еще не наигрались.
Комментариев нет:
Отправить комментарий