Парламентарии добиваются, чтобы Трамп доложил о финансовом состоянии Путина и его окружения
Группа сенаторов США предложила ввести санкции против
российских официальных лиц в связи с предполагаемым отравлением основателя
Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального.
Авторы законопроекта — конгрессмены Марко Рубио и Митт Ромни
(Республиканская партия), а также Крис Кунс, Бен Кардин и Крис Ван Холлен
(Демократическая партия). Проект закона предусматривает санкции против
российских чиновников, «причастных к грубым нарушениям международного права», в
том числе к «недавнему отравлению» Навального. Имена и должности лиц, в
отношении которых могут быть введены ограничения, в документе не уточняются.
Среди возможных санкций в законопроекте указаны заморозка активов и отказ в
выдаче виз.
В документе отмечается, что не позднее 180 дней после
принятия документа президент США Дональд Трамп обязан сделать следующее:
— доложить в Конгрессе о личном имуществе президента России
Владимира Путина и его семьи, а также имуществе окружения российского лидера из-за
предполагаемой коррупции;
— представить сенаторам доказательства применения военного
химического вещества «Новичок» РФ при предполагаемом отравлении Навального;
— активизировать контакты с Берлином, чтобы убедить Германию
отказаться от проекта строительства газопровода «Северный поток-2».
Заметим, ранее соавтор антироссийского санкционного пакета
DASKA сенатор Роберт Менендес также внес в Сенат США законопроект о новых
санкциях. Они, что характерно, были направлены прямо против Путина и министра
обороны Сергея Шойгу.
Обоснование, которое представил Менендес, выглядит
откровенно надуманным. Якобы спецслужбы США нашли свидетельства того, что
Россия предлагала вознаграждение за убийство американских военнослужащих в
Афганистане.
Но суть не в этом. Важно, как сенаторы видят возможные
санкции против российского лидера. В варианте Менендеса предлагалось:
— заморозить активы Путина, Шойгу и «иных представителей
российской власти, причастных к действиям против американских или коалиционных
военнослужащих в Афганистане»;
— наложить банковские ограничения на российский оборонный
сектор;
— расширить санкции против «российских олигархов, близких к
Путину»;
— включить эти санкции в проект оборонного бюджета, чтобы
обеспечить их прохождение.
Не исключено, что новый санкционный законопроект из-за
инцидента с Навальным — если его примут, конечно, — будет иметь примерно такие
же контуры.
Напомним также, что Европейский парламент уже предложил
заморозить иностранные счета фигурантов расследований ФБК. Также депутаты
призвали начать международное расследование дела Навального с привлечением ЕС,
ООН, Совета Европы и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Чем закончится новый раунд санкционного давления на Россию,
введут ли США санкции против лично Путина?
— Новый санкционный законопроект сильно затрагивает интересы
российских бизнесменов, а также высших чиновников РФ, которые имеют счета и
собственность за рубежом, — считает член ЦК КПРФ, главный политический советник
председателя ЦК КПРФ, доктор исторических наук Вячеслав Тетекин. — Поэтому
сенаторы США, с одной стороны, правильно бьют — по людям, которые принимают в
России решения. Но главное, они начали заниматься этим не вчера и не сегодня.
Напомню, в феврале 2019 года два члена Палаты представителей
Конгресса США представили новый законопроект «О транспарентности в отношении
Владимира Путина» (Vladimir Putin Transparency Act). В нем республиканец Элис
Стефаник и демократ Вальдес Демингс предлагали собрать данные о доходах
президента РФ и его окружения, поскольку якобы Россия пыталась подорвать
американскую демократию.
«Лучший путь наступления на власть Путина и его сторонников
— расследовать нелегальные и секретные финансовые потоки, которые спонсируют их
деятельность», — заявлял тогда Деминг.
Предполагалось, что сбором данных займутся разведывательные
структуры США. И по итогам представят в Конгрессе доклад о «финансовом
состоянии президента РФ и его сторонников, а также о тайных сетях».
И что? До сих пор мы ничего о подобном доклада не слышали!
«СП»: — Какие из этого следуют выводы?
— С одной стороны, Конгресс США пытается пугать наших
вождей. С другой, высшие чиновники в России, надо думать, хитро попрятали
имеющиеся активы — записали их на вторых-третьих лиц. Ведь механизмы,
позволяющие обезличивать и выводить активы подальше, в мире по-прежнему
существуют.
В итоге, идет перманентная тягомотная борьба между
американцами, которые лезут в счета и собственность наших чиновников, и
российскими бюрократами, которые деньги умело прячут.
«СП»: — Насколько болезненны могут быть для России новые
санкции?
— Проблема не в персональных санкциях, а в том, что США
пытаются ударить по российской экономике в целом. Санкции против конкретных
лиц, даже из высшего эшелона власти — это мелочи по сравнению с тем, что
американцы пытаются блокировать «Северный проток-2».
Так, сенаторы Тед Круз и Джинн Шейхин предлагают расширить
санкции против трансбалтийского газопровода, и ввести ограничения на страховые
компании, которые связаны с этим проектом.
По мнению Круза, «Северный поток-2» представляет
«критическую угрозу национальной безопасности США». В свою очередь, Шейхин
считает, что газопровод «угрожает Украине и энергетической независимости
Европы», и призывает Конгресс предпринять решительные действия.
Напомню также, что в рамках санкций со стороны США и ЕС,
введенных еще летом 2015 года, в Россию запрещено ввозить оборудование для
глубоководного бурения на шельфе (свыше 150 м) и добычи трудноизвлекаемой
нефти. По данным Минэнерго, на момент введения санкций под запрет попало 68%
импортируемого нефтегазовыми компаниями оборудования.
Вот это создает нам серьезные трудности. За последние
десятилетие российские власти фактически угробили нефтегазовое машиностроение,
и теперь мы зависим от Запада даже в сфере нефтедобычи. Поэтому бодрые
разговоры — мол, сейчас мы пойдем добывать нефть на шельфе Ледовитого океана —
сами собой прекратились.
В 2019-м Минприроды подготовило план геологоразведочных
работ в арктической зоне до 2035 года, направленный на формирование грузовой
базы Севморпути. Из него следует, что уже заявленные шельфовые проекты, которые
могли бы внести вклад в развитие СМП, могут быть запущены не ранее 2030-х
годов.
Все это, я считаю, гораздо более серьезный результат
санкций, чем найденные один-два миллиона долларов на зарубежном счете какого-нибудь
высшего чиновника Кремля.
— То, что происходит сейчас в Сенате США, показывает: те
наши фантазеры, которые летом 2014 года говорили, что к осени 2014-го санкции
снимут, и все вернется на круги своя, абсолютно неадекватно оценивали ситуацию,
— отмечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и
регионального развития Юрий Крупнов. — Но до сих пор у значительной части
российской элиты есть фантазии, что с Западом как-то удастся договориться.
Деятельность Сената меня не удивляет. Понятно, что любое
давление всегда в максимальной степени будет осуществляться на первое лицо.
Понятно, что слом государственного управления — задача любой холодной войны. В
этом как раз нет ничего удивительного. Удивительно, повторюсь, другое —
огромная прослойка элиты в России верит, что компромисс с Западом возможен.
В этом плане мы никак не выйдем из представлений 30-летней
давности. В начале 1990-х часть партократической элиты вместе с криминальным
капиталом решила, что надо интегрироваться с Западом — это и есть столбовая
дорога России. Но с тех пор наблюдались десятки слабых, сильных и просто
термоядерных сигналов, что этого не будет.
Причем, независимо от того, воровские у нас элиты, или
кто-то из них хороший. Никакой интеграции с Западом быть не может — кроме как на
совсем колониальных условиях
Именно в этом, на мой взгляд, — ключевой момент. А все
остальное — будет новый санкционный законопроект принят Конгрессом США, или не
будет, внесут ли через месяц-другой сенаторы новые антироссийские
законопроекты, — это чисто позиционная геополитическая война. Она, с одной
стороны, не слабеет. С другой, ждать прямых жестких действий — вроде отключения
РФ от международной системы межбанковских платежей SWIFT — тоже не приходится,
поскольку это чревато подрывом стабильности.
Вывод, я считаю, прост: пора поставить жирный крест на
идеологии интеграции в мировое сообщество. Пора начать восстанавливать хозяйство
собственной страны, и ее полный суверенитет — в том числе, экономический. Все
остальное — вторично.
Комментариев нет:
Отправить комментарий