Идеально просчитанная траектория, маневры с точностью до миллиметра и мгновенная реакция на атаку противника — смоделированный на симуляторе воздушный бой между роботом и человеком показал, что пилоты ВВС США рискуют скоро остаться без работы.
После убедительной победы искусственного
интеллекта американцы хотят оснастить им настоящие истребители. В России тоже
работают над такими программами — ожидается, что беспилотный
"Охотник" сможет сам решать, что и когда ему делать на поле боя. О
летающих "терминаторах" — в материале РИА Новости.
Без права на реванш
Агентство перспективных оборонных технологий DARPA прошлой
осенью организовало турнир AlphaDogfight Trials для проверки искусственного
интеллекта (ИИ) истребителя F-16, разработанного разными компаниями. DARPA
поставило задачу: создать виртуального пилота, способного не только управлять
самолетом и маневрировать, но и эффективно действовать в воздушном бою —
преследовать противника или уходить от погони.
Сначала компьютерные программы соревновались в управлении
самолетом, затем перешли к воздушным дуэлям. К концу лета определился
победитель, которому предстояло сразиться с настоящим летчиком. Правда, не на
реальном истребителе, а на симуляторе.
Искусственный интеллект и опытный летчик-инструктор ВВС США
провели пять схваток, и пилот все их проиграл. Первые раунды он сдавал очень
быстро — за несколько минут. В последнем попытался взять реванш, маневрируя на
предельно малых высотах, и даже выиграл немного времени, однако в конечном
счете его все равно сбили.
И это понятно. Ведь в распоряжении летчика — только его,
пусть и богатый по меркам ВВС, опыт управления истребителем. Искусственный
интеллект же использовал четыре миллиарда разных симуляций, предвидевших любое
развитие событий и предсказывавших все действия противника.
Истребитель ВВС США F-35A Lightning II
"Компьютер всегда победит, потому что его база данных гораздо объемнее, — объясняет в беседе с РИА Новости заслуженный военный летчик России Владимир Попов. — Там заложено максимальное количество маневров и траекторий, которые машина может рассчитать и выдержать даже более точно, чем человек. Блок управления ежесекундно получает данные о метеоусловиях, учитывает влажность, давление, направление и скорость ветра. А летчик о погоде узнает, как правило, только на земле и фигуры высшего пилотажа выполняет, основываясь лишь на собственных ощущениях и показаниях приборов".
Модернизированный истребитель ВВС США F-15EX
Грандиозные планы
Впрочем, сымитированную в США воздушную схватку нельзя
назвать максимально приближенной к боевой. Соревнования проводили с некоторыми
ограничениями. В частности, разрешалось использовать только стрелково-пушечное
вооружение. Но результаты очень вдохновили руководство Пентагона.
Глава военного ведомства Марк Эспер заявил, что на 2024 год
запланированы испытания уже не компьютерных моделей, а реальных машин с
искусственным интеллектом. Он считает, что полученные в ходе этого эксперимента
данные окажут "тектоническое влияние" на Министерство обороны США.
Подобные проекты могут показаться несерьезными и слишком футуристичными,
однако стоит учитывать, что турнир AlphaDogfight Trials — лишь малая часть
масштабной программы Air Combat Evolution (ACE). Пентагон планирует широко
внедрять искусственный интеллект для повышения боеспособности армии, в том
числе — на перспективных летательных аппаратах.
По мнению американских военных, ИИ должен уметь при
необходимости полностью брать на себя управление самолетом и принимать решения
в воздушном бою. Кроме того, надо, чтобы ИИ саморазвивался — обучался, как
обычный курсант, переходя от простых упражнений к более сложным вплоть до фигур
высшего пилотажа.
Для начала ИИ вживят в "мозги" малогабаритных
БПЛА. Следующая задача — беспилотники, выступающие в роли ведомых,
сопровождающие и прикрывающие пилотируемые самолеты. А потом виртуальных
летчиков переведут на другие боевые платформы.
Пара истребителей F-35A Lightning II
Американские аналитики уверены: искусственный интеллект сможет принимать в бою более правильные, эффективные и быстрые решения, чем человек. Компьютер способен получать и усваивать гораздо больше информации. К тому же электроника намного устойчивее к перегрузкам, а экстремальные маневры ограничены лишь возможностями конструкции самолета.
Программа ACE, в свою очередь, — одна из ключевых в
американской концепции "мозаичных войн" — массированного использования
"умных" беспилотных систем в боевых действиях в связке с традиционной
техникой. Предполагается, что пилотируемые самолеты станут машинами управления
и будут контролировать беспилотники-разведчики, наносящие удары по целям или
выступающие в роли приманки для систем РЭБ противника.
Беспилотник X-47B ВМС США на борту авианосца "Теодор Рузвельт"
Умные "Охотники"
Конечно, все это случится не завтра — инженерам потребуется
еще как минимум десять лет. Тем не менее ведущие военные державы, в том числе
Россия, плотно этим занимаются. Причем российские специалисты во многом
продвинулись гораздо дальше западных коллег.
Например, новейший ударный беспилотник С-70
"Охотник" может уверенно летать в связке с истребителем пятого
поколения Су-57. В прошлом году Минобороны России опубликовало видеоролик, в
котором БПЛА в паре с "сушкой" двигался на минимальном расстоянии и
синхронно маневрировал.
Умные "Охотники"
Конечно, все это случится не завтра — инженерам потребуется
еще как минимум десять лет. Тем не менее ведущие военные державы, в том числе
Россия, плотно этим занимаются. Причем российские специалисты во многом
продвинулись гораздо дальше западных коллег.
Например, новейший ударный беспилотник С-70
"Охотник" может уверенно летать в связке с истребителем пятого
поколения Су-57. В прошлом году Минобороны России опубликовало видеоролик, в
котором БПЛА в паре с "сушкой" двигался на минимальном расстоянии и
синхронно маневрировал.
Новейший ударный беспилотник "Охотник" во время первого совместного полета с истребителем Су-57
"Бортовые вычислительные машины могут управлять современными истребителями, — уточнил Попов. — На Су-57 уже практически есть виртуальный пилот в автоматизированной системе управления: электронный ассистент особенно полезен в сложных, критических условиях или при отказах техники, когда возникает острый дефицит времени и усиливается психологический фактор".
Автоматика подскажет летчику, что предпринять, сократив
десятки возможных вариантов действий всего до двух-трех оптимальных сценариев.
Российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий